Версия для слабовидящих
Адрес: п.Агинское, ул. Комсомольская, 14
E-mail: agalibr@mail.ru
Тел: 8 302 39 3-41-72
Вход на сайт
График работы:
пн-сб: с 9 до 18 часов
пт: с 9 до 16:45
вс - выходной
Отправлено
Поисковое поле пустое!

«Почему бы тебе не совершить путешествие под видом паломника в Тибет?» Еженедельная рубрика «Русский подданный Г.Ц.»

На русском языкеБуряадаар

Профессор Александр Матвеевич Позднеев в конце XIX века работал над интереснейшей калмыцкой рукописью под названием «Сказание о хождении в тибетскую страну Малодöрбöтского Базабакши», написанную ламой База-гэлунгом, известным более под именем База-бакши. Эту рукопись вместе со своими примечаниями и русским переводом профессор издал в 1897 году. В ту эпоху этот труд представлял и географический интерес — ибо в конце XIX века Тибет остался для европейцев почти неведомой страной.

Монастырь Сэра. Конец XIX века. Фото Г. Цыбикова.

База-бакша — личность необычная, он родился в калмыцких степях, в Малодербетском улусе в 1846 году, в семье кочевника. Светское имя его было Бадма, монашеское — Лобсан-шарап. Но вся Калмыкия, Бурятия и ученый мир знают его под именем База от ласкательно-уменьшительного прозвища, данного в детстве. К нему впоследствии прибавилось «бакша» — учитель. База-бакша отличался умом, ученостью и нравственной чистотой. В 1891 году он решил совершить паломничество в далекую Лхасу, получив поддержку со стороны влиятельного калмыцкого князя Цэрен-Дэвида. До Лхасы калмыки не доходили уже 135 лет и База-бакша хотел снова показать дорогу, по которой можно ходить.

База-бакша

Сочинение База-бакши замечательно тем, что оно, говоря словами А. М. Позднеева, «вводит нас в совершенно чуждый мир, где люди целую жизнь проводят без собственного крова и куска хлеба, переходя на поклонение от одной святыни к другой; где эти пилигримы, следуя по монастырям, промеривают не ногами, а поклонами собственного тела целые тысячи верст…».

Путешествие База-бакши было уникальным для калмыков. Однако, как писал в предисловии к «Сказанию о хождении в тибетскую страну Малодöрбöтского Базабакши» А. М. Позднеев, «мы знаем, что и буряты целыми десятками ежегодно уходят в Тибет для поклонения тамошним святыням, принятия посвящений и усовершенствования в науках». Но «как они ходят и живут там, что видят и какие известия приносят к себе на родину, об этом у нас нет ровно никаких сведений. Весьма вероятно, что бурятские ламы, предпринимая поездки в Тибет, составляют и свои описания этих поездок, и свои заметки о стране, хотя подобными рукописями еще не интересуются в нашей далекой Сибири и они неизвестны вовсе, за исключением краткой заметки о путешествии в Тибет Хамба-ламы Заяева, написанной еще по требованию императрицы Екатерины II».

Однако описание поездки одного бурятского ламы все-таки нашлось. В «Предисловии автора» к книге «Буддист-паломник у святынь Тибета» Г. Цыбиков пишет: «Осенью 1898 г. один мой знакомый, штатный лама Янгачжинского дацана Забайкальской области, Цэбак-Даньчжа Ирдыниев прислал мне рукописное описание путешествия в Тибет и Непал нештатного ламы Болтиморского дацана Мичжэд-дорчжэ. Я, тогда студент Восточного факультета, представил эту рукопись на благоусмотрение профессора А. М. Позднеева, который только что пред этим издал «Сказание о хождении в тибетскую страну Малодöрбöтского Базабакши». Он, рассмотрев эту рукопись, посоветовал мне самому, по окончании курса университета, поехать в Центральный Тибет и в дальнейшем принял меры к осуществлению такого моего путешествия…».

Так А.М.Позднеев делает своему ученику неожиданное, но крайне заманчивое предложение: совершить путешествие под видом паломника в Тибет и добраться до Лхасы, въезд в которую европейцам строго-настрого запрещен.

Дарима Базарова,

главный библиотекарь отдела информационного и сервисного обеспечения

Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.

                                                           Мүргэлшэн боложо, Түбэд руу аяншалгада гараа hаашни яахаб?

XIX зуун жэлэй эсэстэ профессор Александр Матвеевич Позднеев База-багша гээд мэдээжэ болоhон База гэлэн-ламын бэшэhэн «Малодербетскэ База-багшын Түбэд орон ябалга тухай туужа» гэhэн hонин хальмаг гар бэшэг дээрэ хүдэлөө. Энэ гар бэшэгтэ профессор өөрынгөө тайлбаринуудые хээд, ород оршуулгатайгаар 1897 ондо хэблэhэн байна. Тэрэнь нара хаража, географическа hонирхол татаhаниинь ойлгосотой — Түбэд XIX зуун жэлэй эсэстэ европейцүудэй мэдээ үзөөгүй гүрэн байгаа ха юм.

База-багша – юрын бэшэ хүн байгаа, хальмагай талада, Малодербетскэ hомондо 1846 ондо нүүдэлшэ гэр бүлэдэ түрэhэн. Нэрэнь — Бадма, hахилайнь нэрэ — Лобсан-шарап. Зүгөөр бүхы Хальмагта, Буряадта болон эрдэмтэд тэрэниие База гэhэн багадань хөөршөөжэ үгэhэн ара нэрээрнь мэдэхэ. Хожомынь энэ нэрэдэнь «багша» гэhэн үгэ нэмэгдээ. База-багша хурса ухаатай, эрдэмтэй ба сэбэр сэдьхэлтэй хүн байhан ха. Нүлөө ехэтэй ноён Цэрен-Дэвидэй дэмжэлтэ абажа, База-багша 1891 ондо аяар холын Һаса ошожо мүргэхэеэ аяншалгада гараха гэжэ шиидээ. Һаса хүрэтэр хальмагууд 135 жэлэй туршада ошоогүй байгаа, тиимэhээ База-багша ошохо зам дахяад харуулхаяа hанаа бшуу.

А. М. Позднеевэй хэлэhээр, База-багшын  найруулга «бидэниие тад ондоо орон руу оруулна, тэндэ хүнүүд нэгэ нангин шүтөөнhөө нүгөөдэдэнь мүргэхэеэ ябажа, өөрын гэргүй ба зүhэм хилээмэшьегүй бүхэли наhаяа үнгэргэнэ; эдэ мүргэлшэд дасанhаа дасан ябахадаа, хүлөөрөө бэшэ, харин бэеэрээ hунан мүргэжэ, хэдэн мянгаад модо гатална…».

База-багшын аяншалга хальмагуудта онсо шухала байhан юм. Зүгөөр А.М. Позднеев «Малодербетскэ База-багшын Түбэд орон ябалга тухай туужын» оролто үгэ соо иигэжэ бэшээ: «…буряадуудшье арба арбаараа жэл бүри Түбэд ошожо, тэндэхи нангин шүтөөнүүдтэ мүргэдэг, hахилда хүртэдэг ба эрдэмээ гүнзэгырүүлдэг гэжэ мэдэнэбди… Зүгөөр яагаад тэдэ ябадаг ба тэндэ байдаг юм, юу харадаг ба ямар hонинуудые нютагаа асардаг юм, энээн тухай ямаршье мэдээсэл үгы. Түбэд ябаhан буряад ламанар аяншалганууд тухайгаа найруулан бэшэдэг лэ байhан байха, теэд тиимэ гар бэшэгүүдээр Сибирьтэ хүн hонирхоногүй, II Екатерина хатанай даабаряар бэшэгдэhэн хамба-лама Заяевай Түбэд аяншалhан тухайгаа бэшэhэн багахан тэмдэглэлhээ бэшэ найруулганууд огтошье мэдэгдэнэгүй…».

Теэд нэгэ буряад ламын бэшэhэн найруулга олдоо. «Буддын шажанта мүргэлшэн Түбэдэй нангин шүтөөнүүдэй дэргэдэ» номойнгоо «Авторай оролто үгэ» соо Г. Цыбиков иигэжэ бэшэнэ: «1898 оной намар минии нэгэ танил, Үбэр Байгалай можын Янгажанай дасанай лама Цэбак-Даньчжа Ирдыниев Бултумур дасанай Мичжэд-Доржэ ламын Түбэд ба Непал ошоhон тухай гар бэшэг эльгээгээ. Би, тиихэдэ Зүүн зүгэй факультедэй оюутан, тэрэ гар бэшэгыень мэнэ hаяхан «Малодербетскэ База-багшын Түбэд орон ябалга тухай туужа» хэблээд байhан профессор А.М. Позднеевтэ харуулааб. Тэрэ гар бэшэг шэнжэлhэнэйнгээ hүүлээр намда өөртэм университедээ дүүргээд, Түбэд ошохыем дурадхаhан юм. Хожомынь энэ аяншалгым бүтэхэ талаар ябуулгануудые хэhэн байна…».

Тиигэжэ мүргэлшэн боложо, европейцүүдэй орохые таhа хоригдоhон Һаса хүрэтэр аяншалгада гараха хүлеэгдээгүй, зугөөр ехэ хорхойтомоор дурадхал А.М. Позднеев шабидаа оруулаа бшуу.

Дарима Базарова,

Ц. Жамцараногой нэр. Агын хизаарай номой сангай

мэдээсэлэй таhагай ахамад библиотекарь.

 

 

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля