Всего сорок три года прожил русский писатель, драматург, публицист, критик Николай Васильевич Гоголь. Произведения Николая Гоголя входят в «золотой фонд» классиков мировой литературы и уже давно изучаются в школах и университетах. Его искренний, хлесткий и «приземленный» стиль сразу же врезается в память при первом прочтении.
Сегодня, 1 апреля отмечается 215 лет со дня рождения классика русской литературы Н. В. Гоголя. К этой юбилейной дате в отделе детской литературы оформлена книжная выставка «Видимый миру смех, и невидимые миру слезы».
Читатели из книг выставки узнают интересные факты из жизни писателя, познакомятся с фотографиями и творческим наследием Николая Васильевича. Посетители библиотеки могут взять для прочтения сатирические повести «Невский проспект», «Нос», «Портрет», Шинель», «Записки сумасшедшего» и «Коляска». Острые, сжатые, выразительные характеры «Петербургских повестей» раскрываются на фоне странных, призрачных пейзажей Петербурга. Реализм в них тесно переплетается с фантастикой, трагизм с озорным юмором. Эти повести по сей день читаются с неизменным интересом.
На выставке будут экспонированы самые известные произведения Гоголя — сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященный обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма «Мертвые души». «Мертвые души» — не поэма и не роман. Это скорее всего сатира, но сатира особого, гоголевского типа.
Сатирическая тема Гоголя в «Ревизоре» достигла большой глубины и своеобразного преломления. Основой хлестаковщины является стремление быть всем, не ограничивая себя определенной областью. Это — голое честолюбие, это — пустота, которая имеет претензию захватить все и стать безмерной. Это — ничто, которое желает быть всем. Средством для достижения этой цели явилась ложь.
Гоголь смеется над жадными, простоватыми и глуповатыми помещиками, изобличает всю карикатурность их существования, но смех его горек, поскольку он любит Россию, прекрасную и великую страну, наполненную такими вот существами, противоречивую, страшную и бесконечно необъяснимую. И чем более уродливыми кажутся изображаемые картины, тем меньше хочется смеяться читателю, тем глубже проникает он в замысел автора, его внутреннее мироощущение. Таким образом, смех Гоголя — это смех сквозь слезы, смех над самым дорогим и болезненным для писателя, над его страной, его обществом; его народом. Сатира Гоголя не оставляет выхода, это — голый смех, и поэтому он носит мировой характер. Отсюда и вытекает видимый миру смех и невидимые миру слезы.
Тем, кто знаком с творчеством Н. В. Гоголя, желаем нового прочтения его произведений и новых мироощущений. А тем, кто впервые возьмет в руки гоголевскую книгу и откроет для себя ее сюжетную линию, — насладиться особым лиризмом, сатирическом пафосом, комизмом, поэтическом слогом и тонким юмором автора.
С книжной выставкой можно будет познакомиться до 12 апреля 2024 года.
А.Дондокова, зав. отделом детской литературы