Версия для слабовидящих
Адрес: п.Агинское, ул. Комсомольская, 14
E-mail: agalibr@mail.ru
Тел: 8 302 39 3-41-72
Вход на сайт
График работы:
пн-сб: с 9 до 18 часов
пт: с 9 до 16:45
вс - выходной
Отправлено
Поисковое поле пустое!

Кем был Гомбожаб Цыбиков? — Еженедельная рубрика «Русский подданный Г.Ц.»

На сайте Агинской краевой библиотеки им. Ц.Жамцарано открывается новая еженедельная рубрика, посвящённая 150-летию со дня рождения нашего великого земляка, профессора Гомбожаба Цыбикова.

Он первым проник с фотоаппаратом в Лхасу и сделал снимки, за которые мог лишиться жизни. Они прославили его на весь мир и спасли от банкротства малоизвестный журнал National Geographic.

Название рубрики взято из символического знака, который, потеряв надежду остаться в живых, начертал Г.Цыбиков на одной из скал на подходе к Лхасе: «25 июня 1900. Русский подданный Г.Ц.».

В публикациях под данной рубрикой расскажем о различных этапах жизни профессора, приведём факты из его биографии, до сих пор окутанной множеством тайн и загадок.

На русском языкеБуряадаар

Кем был Гомбожаб Цыбиков?

Гомбожаб Цыбиков стал самым известным из первых фотографов Тибета. Он привёз оттуда больше всего снимков, а факт проникновения подданного Российской империи в крупнейшие тибетские святыни имел большое политическое значение.

На рубеже XIX-XX вв. Тибет был закрыт цинским правительством Китая и Далай-ламой XIII для въезда иностранцев. Попытки составить карты Тибета и сделать его описание были смертельно опасны. В 1826 году там был убит англичанин, доктор Муркрофт, приехавший под видом мусульманина; затем — французский путешественник Дютрейль де Рэнс; японец Кавагути Экай избежал смерти, но приютившие его монахи были ослеплены. Казнили и тибетцев, давших кров индусам, пробравшимся со стороны Индии и попытавшимся сделать фотографии. За саму съёмку легко можно было поплатиться жизнью: тибетцы считали фотографов колдунами и полагали, что они улавливают образы людей в маленький чёрный ящик для того, чтобы увезти на враждебный Запад. Как Цыбикову удалось в этой ситуации остаться в живых и привезти в Россию около 200 снимков?

Эти снимки, а также книга «Буддист-паломник у святынь Тибета», очень бережно, любовно, старательно подготовленная к печати и изданная в голодном и осаждённом белогвардейцами Юденича Петрограде в 1919 г., принесли ему всемирную известность. При жизни Г.Цыбиков опубликовал около 30 научных трудов, среди которых три крупные монографии, учебники и учебные пособия. Все эти труды актуальны и сегодня.

Если спросить, кем был более всего профессор Цыбиков как специалист-монголовед и тибетолог, то правильнее всего было бы, вероятно, ответить, что он был подлинным энциклопедистом. Он сумел оставить о себе память и как прекрасный лингвист, и как замечательный этнограф, и как смелый, на редкость удачливый путешественник, и как эрудированный историк. Он преданно любил как Россию, так и свою «малую родину» — Агинскую степь…

 Детство

Детские и отроческие годы Гомбожаба Цыбикова прошли в местности, где он родился.

Проживавшая там, в селе Урдо-Ага, его сестра Пагма, по семейному имени — Мадю-абгай, рассказывала, что недалеко от горы Бильчир, в роще диких абрикосовых деревьев Хайласан в пору цветения подснежника ургы, в год водяной птицы по лунному календарю, а по григорианскому — 20 апреля 1873 года родился Гомбожаб. Иногда годом его появления на свет указывают 1872-й, но это потому, что раньше буряты, как и многие народы Востока, рождение детей относили ко времени зачатия, считая новорожденного уже годовалым.

Цэбек Монтуев

Отец Гомбожаба, Цэбек Монтуев, по тогдашним временам был грамотным. Сородичи звали его просто Монту Цэбек. Мать — Долгор Шагдарова была из соседнего Хойто-Агинского улуса. Много сил и внимания уделяла она воспитанию своих детей.

Высокая детская смертность, характерная в прош­лом для населения Аги, не обошла семью Цэбека Монтуева. Два первых сына его умерли вскоре после рождения. И, когда появился на свет третий—Гомбожаб, радость отца и матери не знала границ. Появился на­следник, продолжатель рода! У него было четыре сестры – Цыремжит, Тамжит, Шойжит, Пагма (Мадю).

Озеро Бильчир

Семья Монтуева, как и принято у скотоводов, вела кочевой образ жизни… Жизнь степняка — это сплошные кочевки-переезды, чтобы накормить и сохранить животных. Гомбожабу такая жизнь очень нравилась, она закаляла его, обогащала впечатлениями. Любил он бегать по песчаным берегам Аги, любоваться вечерними переливами озера Бильчирэй Сагаан-Hyp, в долине Урдо-Аги.

Впоследствии он вспоминал: «Озеро сверкало как осколок зеркала, я любил купаться здесь и слышал от стариков легенду о том, что в давние времена степной смерч в поднебесье поднял воду Хилинского Большого Саган-нура и перенес в Бильчирскую котловину. Так возникло это озеро». На другой стороне водоема расположена гора Сахюрта, где семья часто пасла своих овец. Гора повсюду усыпана кремневыми обломками бледно-розовых оттенков. Возьмешь, ударишь о камень, запахнет жженым костром, и полетят огненные искры. Такой камень буряты называют сахюром — отсюда и название горы. Камни так нравились Гомбожабу, что он складывал их в табакерку и на досуге любил разглядывать. На склонах гор дети находили дикий лук, в лесных долинах среди подлеска собирали пучками черемшу и слушали птичье многоголосье в разнотравье лугов.

Жизнь людей немыслима без празднеств: праздники бурят выражали их благоговение перед красотой окружающего мироздания. Юноша часто встречал множество празднично одетых сородичей, которые на верховых лошадях и повозках следовали на поклонение к горе Пунцук. Это было недалеко от усадьбы Цэбека Монтуева. На вершине горы были сложены пирамиды из камня — обо. Торжественная молитва на Пунцуке читалась в середине лета. Собиралось много паломников. Праздничным шествием и церемониями руководили ламы. По их окончании устраивались праздники с непременными состязаниями наездников, лучников и борцов. Все это развивало в Гомбожабе тонкое понимание красоты родной природы, народного празднества, память о котором он пронес через всю жизнь. Об этом ученый не раз говорил, приезжая домой в Урдо-Агу.

Беда рано обрушилась на семью. Тяжело заболела Долгор и скончалась, когда Гомбожабу было десять лет. Все заботы отца в это трудное время сосредоточились на единственном сыне: для его развития он не жалел сил.

Цэбек Монтуев пользовался авторитетом у земляков, часто избирался на разные улусные должности, а также в состав различных ходатаев, разбиравших в Чите конфликты с губернскими властями. Своего смышленого сына он учил монгольскому письму дома.

Агинские ламы советовали матери Гомбожаба Долгор Шагдаровой настраивать сына на обучение в буддийский дацан, но Цэбек Монтуев был иного мнения. Он решил выучить сына русской грамоте и в этом решении был непреклонен. Матери не пришлось порадоваться успехам сына. Смерть матери потрясла Гомбожаба, он стал намного взрослее, все его увлечения в детстве отличались серьезностью.

Дарима Базарова,
главный библиотекарь отдела информационного и сервисного обеспечения
Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.

Источники:

Доржиев Ж.Д., Кондратов А.М. Гомбожаб Цыбиков// Иркутск: «Восточно-Сибирское книжное издательство», 1990.

Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета// Новосибирск: «Наука» Сибирское отделение, 1991.

Проект Русского географического общества. Паломник особого назначения// https://tsybikov.rgo.ru, 2020.

«Ородой эрхэтэн Г.Ц.»

 Манай сайт дээрэ агуу нютаг хүбүүнэймнай, профессор Гомбожаб Цыбиковэй түрэhөөр 150 жэлэй ойдо зорюулагдаhан шэнэ рубрика нээгдэбэ.

Тэрэ эгээл түрүүн Һаса руу фотоаппарадтай орожо, буулгабаринуудые хэhэн хүн. Тэдэнэйнгээ түлөө ами наhантаяашье хахасажа болохо байгаа бшуу. Фото-буулгабаринуудынь дэлхэй дүүрэн тэрэниие суурхуулаа, мүн хэнэйшье дуулаагүй байhан National Geographic гэhэн сэтгүүлые үридөө диилдэжэ панхаруутахаhаань абараа.

Рубрикын нэрэ Г.Цыбиковэй амиды үлэхэ найдалгүй болоод ябахадаа, Һаса шадар нэгэ хабсагайда: «25 июня 1900. Русский подданный Г.Ц.» гэжэ бэшэhэн тэмдэгhээнь абтаа.

Энэ рубрикын толилолгонууд соо профессорэй олон тоото нюусануудтай, таабаринуудтай намтарhаа тобшо баримтануудые  үгэхэбди.

Цыбиков хэн байгааб?

Гомбожаб Цыбиков Түбэд буулгаhан түрүүшын фотографуудай эгээл мэдээжэнь юм. Тэрэ тэндэhээ тон олон буулгабаринуудые асараа, тиихэдэ Орос гүрэнэй эрхэтэнэй Түбэдэй нангин газарнууд руу ороhон баримта политическэ ехэ удха шанартай байгаа бшуу.

XIX-XX зуун жэлнүүдэй уулзуур дээрэ Түбэд руу хари гүрэнэйхидэй орохые Хитадай цинь засагай газар ба XIII дугаар Далай лама  хориhон юм. Түбэдэй карта зурахань ба тэрэниие тайлбарилхань ами наhанда аюултай hэн.  1826 ондо мусульманин болоод ерэhэн англичанин, доктор Муркрофт тэндэ алуулаа; удаань – француз аяншалагша Дютрейль де Рэнс; японец Кавагути Экай гээшые үхэл зайсаа, зүгөөр тэрэниие байлгаhан ламанар hохор болгогдоо. Энэдхэгэй талаhаа ерээд, фотографинуудые буулгахаа забдаhан индусуудта байра олгоhон түбэдүүд саазалуулаа. Тэрэ үедэ буулгабариин лэ түлөө ами наhантаяа хахасахаар байгаа: фотографуудые түбэдүүд эльбэшэд гэжэ тоолодог, бишыхан хара хайрсаг руугаа зоной дүрэнүүдые оруулжа, дайсан болохо Баруун руу абашахань гэжэ hанадаг hэн ха. Иимэ эрхэ нүхэсэлдэ Цыбиков яагаад амиды гаралсаад, Орос руу 200-гаад буулгабари асаржа шадаа гээшэб?

Эдэ буулгабаринуудынь болон ехэ гамтайгаар, оролдосотойгоор бэлдэжэ, Юденичэй сагаантанай хүреэлээд байhан Петроградта 1919 ондо хэблэгдэhэн «Буддист-паломник у святынь Тибета» номынь тэрэниие бүхы дэлхэйдэ мэдээжэ болгоhон байна. Мэндэ байхадаа, Г.Цыбиков 30-аад эрдэмтэ ажалнуудаа, тэрэ тоодо гурбан ехэ монографи, hуралсалай номуудые хэблүүлhэн гээшэ. Эдэ ажалнуудынь мүнөөшье удха шанараа алдаагүй.

Монгол ба Түбэд оронуудые шэнжэлэгшэ мэргэжэлтэн болохо профессор Цыбиков хэн байгааб гэhэн асуудалда харюусабал, тэрэ бодото дээрээ олон шэглэлээр үргэн мэдэсэтэй хүн байгаа гэбэл зүб гү. Бэрхэ лингвист, гайхамшагта этнограф, зүрхэтэй ба талаантай аяншалагша, ехэ юумэ мэдэхэ түүхэшэн — иимэ дурасхаал өөр тухайгаа үлөөhэн хүн. Тэрэ Орос гүрэндөө, мүн тоонто нютагтаа – Агынгаа талада үнэн сэхээр дурланги байhан…

Үхибүүн наhан

Гомбожаб Цыбиковэй үхибүүн наhан тоонтодонь лэ үнгэрөө.

Тэндэ, Урда-Ага нютагта ажаhууhан Пагма (Мадю-абгай) дүү басаганиинь Гомбожаб гээшэ Бэлшэрэй хадаhаа холо бэшэхэнэ, хайлааhанай шугы соо ургын сэсэглэхэ үедэ, уhан тахяа жэлдэ, ород литээр – 1873 оной апрелиин 20-до түрэhэн юм гэжэ хөөрэhэн байдаг. Заримдаа Г.Цыбиковэй түрэhэн жэл 1872 он гээд заагдадаг. Ушарынь гэхэдэ, буряадууд зүүн зүгэй олон арадуудтал адли үхибүүнэй түрэhые хээли соо бии болоhон сагhаань тооложо, нарайе жэлтэй гэдэг байгаа.

Гомбожабай эсэгэ Цэбек Монтуев гээшэ тэрэ үе сагаар эрдэмтэй хүн байhан. Нютагайхидынь Монту Цэбек гэдэг hэн ха. Эжынь — Долгор Шагдарова хүршэ Хойто-Ага нютагай байгаа. Тэрэ хүүгэдээ хүмүүжүүлгэдэ бүхы хүсэ шадалаа, ехэ анхаралаа хандуулhан гэхэ.

Цэбек Монтуев.

Тэрэ сагта Агын талада нарай хүүгэдэй гээгдэхэ ушарнууд олон байгаа гээд түүхэhээ мэдэнэбди. Иимэ ушар Цэбек Монтуевайшье гэр бүлэ алгасаагүй. Түрүүшын хоёр хүбүүдынь нарайгаар наhа бараhан байна. Тиимэhээ гурбадахи хүбүүнэйнгээ – Гомбожабай түрэхэдэ, аба эжынь баярай хизааргүй байhаниинь эли. Угаа үргэлжэлүүлхэ хүбүүн түрөөл! Тэрэ дүрбэн: Цыремжит, Тамжит, Шойжит, Пагма (Мадю) эгэшэ дүүнэртэй байгаа.

Бэлшэрэй Сагаан нуур

Малша зоной заншалаар, Монтуевтан нүүдэл ажаhуудалтай hааб даа… Талын хүн малаа хооллуулхын ба үдхэхын тула үргэлжэ нүүжэ-зөөжэ байха. Гомбожаб иимэ байдал ехэтэ зохидшоохо, боргожодог, ехэ юумэ харадаг, хадуудаг байгаа ха юм. Агын голой эрьеэр гүйхэ, үдэшэ Бэлшэрэй Сагаан нуурай нюруу гоёшоон hууха дуратай hэн ха.

Хожомынь тэрэ иигэжэ дурсаhан байдаг: «Гэрэлэй түгдэрхэй мэтэ нуур толорхо. Би эндэ уhанда орохо дуратай hэм, тиигээд үни урда сагта  талын ехэ hалхин Хялын Ехэ Сагаан нуурай уhа тэнгэри өөдэ үргөөд, Бэлшэрэй хотогор руу асарhан тухай домог үбгэдэй хөөрэхые дууладаг hэм. Тиигэжэ энэ нуур бии болоhон…». Нуурай нүгөө талада оршоhон Сахюурта хада шадар хонидоо адуулдаг байгаа. Энэ хада сахюур шулуугаар бүрхөөгдэнхэй. Иимэ шулуу сохиходо, шатаhанай үнэр гутаад, ошонууд сасаршаха. Энэл шулуунай нэрээр хада нэрлэгдээ бшуу. Эдирхэн Гомбожаб сахюур шулуу гоёшоожо, алшуур соо суглуулаад, сүлөөтэйдөө шэнжэлэн хараха дуратай hэн ха. Хүүгэд хадын ташалангаар мангир, тала нугаар гоогол суглуулха, үнгын шубуудай дуу шагнаха.

Хүн зоной ажабайдалда hайндэрнүүд онсо hуури эзэлдэг: буряадуудай hайндэрнүүд гээшэ оршон тойронхи юртэмсын гоё hайханиие сэгнэн хүндэлэлгэтэй холбоотой. Залуу хүбүүн мори унаhан ба тэргэ дээрэ hууhаншье, Пүнсэг хадада мүргэхэеэ ошожо ябаhан, гоёор хубсалhан угайхидтаяа мэнэ мэнэхэн лэ ушардаг байгаа. Энэнь Цэбек Монтуевай буусаhаа холо бэшэхэнэ болоно. Хадын оройдо шулуун обоо байха. Пүнсэгэй энэ обоо зунай тэндэ тахигдадаг. Олон hүзэгшэд сугларха даа. Обоо тахилга ламанар үнгэргэхэ, уншалга бүтээхэ. Һүүлээрнь заабол эрын гурбан наадан эмхидхэгдэхэ. Эдэ бүгэдые хаража, Гомбожаб түрэл байгаалиингаа, арадай hайндэрэй hайханиие мэдэрээ, энэ дурасхаалаа наhан соогоо абажа ябаhан байна. Тиигэжэ Урда-Ага гэртээ ерэхэдээ, эрдэмтэн нэгэтэ бэшэ хэлэдэг hэн ха.

Удангүй гэр бүлэдэ уйдхар гашуудалта байдал тохёолдобо. Гомбожабай арбатайхан байхада, Долгор хүндөөр үбдэжэ, наhа барашоо. Энэ хүндэ хүшэр сагта эсэгэнь бүхы энхэрэлээ ори гансахан хүбүүндээ хандуулаа: хүмүүжүүлгэдэнь хүсэ шадалаа гамнаагүй.

Цэбек Монтуев нютаг зонойнгоо дунда хүндэтэй хүн байгаа, hомонойнгоо элдэб тушаалнуудта ходол hунгагдаха, Шэтэдэ губерниин засагтай зүрилдөөнүүдые шиидхэхэ зоной тоодо орохо. Ухаансар хүбүүгээ өөрөө гэртээ монгол бэшэгтэ hургаха.

Гомбожабай эжы Шагдарай Долгорые хүбүүгээ дасанда үгэхыень Агын ламанар баадхадаг hэн ха, харин Цэбек Монтуев ондоо hанамжатай байгаа. Тэрэ хүбүүгээ ород бэшэгтэ hургаха гэhэн бата шиидхэбэритэй hэн. Харамтайнь, хүбүүнэйнгээ амжалта туйлалтануудаар эжынь омогорхожо үрдеэгүй. Эжынь наhа баралга Гомбожабай зүрхэ сэдьхэл хүлгөөгөө, тиихэдэл үхибүүн наhаниинь дүүрэжэ, hонирхолнуудыньшье томоотой, томо хүнэйхидэл болоhон байна.

Дарима Базарова,
Ц. Жамцараногой нэр. Агын хизаарай номой сангай
мэдээсэлэй таhагай ахамад библиотекарь.

Эшэ үндэhэн:

Доржиев Ж.Д., Кондратов А.М. Гомбожаб Цыбиков// Иркутск: «Восточно-Сибирское книжное издательство», 1990.

Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета// Новосибирск: «Наука» Сибирское отделение, 1991.

Проект Русского географического общества. Паломник особого назначения// https://tsybikov.rgo.ru, 2020.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля