К 125-летию со дня рождения Пандито Хамбо-ламы XIX, бурятского религиозного деятеля, главы Центрального духовного управления буддистов СССР в 1963-1982 годах
Родился 1 июля 1897 года в местности Аса-Шибирь близ улуса Таптанай Агинской степной думы Забайкальской области в семье бурята рода бодонгут Гомбо Дамдинова. При рождении наречен именем Жамбал-Доржи, которое по-тибетски звучит как Ваджра Манджушри и отражает характер личности Гомбоева и его предназначение. Манджушри (санскр. manjusri, «красивое сияние», тиб. jamdpal) – это один из главных бодхисаттв в буддизме махаяны и ваджраяны, олицетворяющий трансцендентную мудрость. «Ваджра» в переводе с тибетского означает «алмаз» и символизирует твердость и неразрушимость.
В возрасте восьми лет в Урге получил благословение Далай-ламы XIII и в 1908 году поступил в Агинский дацан, где начал изучение буддийской философии и тибетского языка. В 1918 году, защитив степень гэбши, отправился преподавать буддийскую философию в Тункинскую долину в Хандагатайский дацан. Пройдя все ступени духовного посвящения в дацанах Бурятии и монгольском монастыре, в 1930 году вернулся в Агинский дацан, где защитил звание габжи (доктор буддийской философии).
В период репрессий и гонений на религию в 1937 году лама Гомбоев сознательно уехал в Красноярский край в добровольную ссылку. С приездом в Красноярск устроился на квартире Гомбоева Борлой, ранее высланного из Аги, и жил в этой семье до призыва в армию. [4] Работал на стекольном заводе, помогал репрессированным землякам, тем самым разделял с ними выпавшие на их долю тяготы и лишения. С началом Великой Отечественной войны в августе 1941 года был призван в ряды Красной Армии. Сражался в составе войск Западного фронта, был ранен и после лечения – снова на фронт в составе 36-го гвардейского полка. В боях в районе Ворошиловограда был тяжело ранен и после госпиталя, в апреле 1943 года, демобилизован, вернулся в Красноярский край, продолжал работать. Награжден медалью «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.»
А в это время в стране возрождалась духовность. И Жамбал-Доржи Гомбоев приехал в Агинское, где сразу же включился в работу по восстановлению Агинского дацана и возрождении буддийской религии. По возвращении в Агинский дацан вначале он исполнял обязанности «держателя дисциплины» гэсхы. В эти годы вместе с настоятелем дацана Жигжитовым Самбу провели большую работу по восстановлению Шангадай сумэ, закрытого в 1938 году и разрушенного почти до основания. Произвели ремонт помещения, построили ограду, жилые дома для лам. Провели работу по благоустройству и озеленению территории дацана.
В 1956 году Жамбал-Доржи Гомбоев был избран Дид Хамбо-ламой (заместителем Пандито Хамбо-ламы) и шэрээтэ (настоятелем) Агинского дацана. В эти годы большая работа проведена по укреплению материальной базы дацана. Построена двухэтажная гостиница, водонапорная башня, Сахюусанай сумэ, десятки жилых домов, территория дацана электрифицирована, проведено центральное отопление и др.
А уже в 1958 году совместно с вновь избранным XVIII-м Пандито Хамбо-ламой Еши Доржи Шараповым он принял участие в Международной конференции по буддизму в непальском городе Катманду и в праздновании 2500-летия со дня рождения Будды в индийской столице Дели. Данными поездками буддийские лидеры СССР открывали двери буддизму в нашей стране и показывали мировому сообществу, что здесь за религиозные убеждения более никто не преследуется, как это было в недавнем прошлом, и что любой человек теперь волен исполнять свои религиозные чувства.
Будучи шэрээтэ-ламой Агинского дацана, хамбо-лама Гомбоев составил свод правил монастырского устава, который содержит строгие требования к внутренней дисциплине буддийского храма. По воспоминаниям старших лам, шэрээтэ Агинского дацана, досточтимый Жамбал-Доржи Гомбоев был очень требовательным к себе, строгим к людям, можно сказать, даже суровым человеком. Но его суровость удивительным образом сочеталась с необычайной душевной добротой и сердечностью.
В 1963 году на очередном большом хурале Жамбал-Доржи Гомбоева избрали высшим духовным лидером всех буддистов в СССР. Он стал XIX-м Пандито Хамбо-ламой. В данной должности он оставался дольше всех послевоенных руководителей Центрального Духовного управления буддистов — 19 лет. Главным его достижением явилось то, что он вывел буддистов нашей страны из мировой изоляции и стоял у истоков создания Азиатского буддистского комитета за мир.
На этом посту внёс большой вклад в развитие буддизма: он – организатор строительства комплекса Иволгинского дацана, ходатайствовал перед правительством СССР о возвращении и восстановлении разрушенных монастырей. За заслуги в деле укрепления мира и развития международных связей удостоен орденами Дружбы народов и «Знак Почёта».
За годы его правления полностью отстроен монастырский комплекс в Иволгинском дацане. В 1970 году построен восьмистенный Цогчен дуган. С разрешения Совета Министров в 1969 году начато строительство нового Цогчен дугана. И в 1972 году силами верующих разных аймаков республики храм был закончен. На церемонии открытия дацану дано название «Гандан Даши Чойнхорлин», 1976 году главный храм подвергся пожару и в этом же году отстроен Майдари Сумэ. В эти годы осуществлено строительство конторы, столовой. В 1977 году была построена гостиница, 1978 году поставлены ступы, с 1980 по 1986 годы построены Сахюусан сумэ и 4 больших хурдэ.
Много сил он отдал попыткам открыть Цугольский, Тамчинский и Санкт-Петербургский дацаны. Ж-Д. Гомбоев вместе с Хамбо-ламой Шараповым в 1957 году написали письмо Советскому правительству о необходимости открытия этих дацанов.
Обладая огромным личным авторитетом, тонким умом и проницательностью не только священнослужителя, но политика и дипломата, он добился осуществления преемственности между старым поколением лам, к которому принадлежал сам, и послевоенной молодежи. На момент его избрания Пандито Хамбо-ламой в штате Иволгинского дацана состояли ламы, бывшие людьми преклонного возраста. Готовить молодые кадры было негде. Неоднократно ставя перед правительством данный вопрос, Ж.-Д. Гомбоев все-таки сумел переломить существующее мнение о том, что и духовенству необходимо учиться и готовить свои кадры. И он добился, что Совет по делам религий при Совете Министров СССР 13 ноября 1969 года своим указанием № 267 разрешил открыть в Улан-Баторе Буддийский институт при монастыре «Гандантэкчэнлинг хийд». 27 сентября 1970 года Жамбал-Доржи Гомбоев и совместно с Хамбо-ламой Монголии Гомбожавом открыли это высшее учебное заведение, и традиция буддийского монастырского образования была восстановлена. В первый год из СССР разрешили принять только 9 абитуриентов. Потом было больше. Данное духовное учебное заведение стало кузницей кадров по подготовке лам нового поколения. Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев заложил новый вектор развития буддизма, которому следуют нынешние ламы. Глава буддистов России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев подчеркивает, что буддизм в России, в каком виде он сейчас живет и развивается, — это прямая заслуга Гомбоева.
Хамбо-лама Гомбоев прилагал огромные усилия для сохранения традиционной передачи Дхармы от учителя к ученику, с соблюдением линии преемственности. В 60-е годы прошлого века, когда даже Монголия не имела возможности приглашать Учителей, по приглашению Хамбо-ламы Гомбоева в 1968 году нашу страну посетил учитель Кушок Бакула Ринпоче из Индии. Визиты Бакулы Ринпоче и других учителей по приглашению Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) были неоднократными, на благо возрождения и развития Дхармы в России и Монголии. Своей подвижнической деятельностью Пандито Хамбо-лама Ж-Д. Гомбоев внес неоценимый вклад в установление и укрепление связей буддистов СССР с буддистами других стран, их международное признание. С миссией мира он посетил 16 государств, в основном, Юго-Восточной Азии. В ряде стран, например, Непале, Шри-Ланке, Бирме и Индии, он являлся почетным доктором академий.
Благодаря деяниям предыдущих Хамбо-лам, а, главное, авторитету Хамбо-ламы Гомбоева, в июне 1979 года состоялось знаменитое событие — впервые Советский Союз посетил Его Святейшество Далай-лама XIV Данзан-Жамсо – земное воплощение Арьябалы – бодхисатвы сострадания и милосердия. Центру российского буддизма — Иволгинскому дацану — Его Святейшество посвятил три дня. Буддисты России с благодарностью вспоминают эти моменты и отдают должное принципиальному характеру и решительности Хамбо-ламы Гомбоева.
Фронтовик, участник Великой Отечественной войны, Хамбо-лама Гомбоев прекрасно понимал, насколько важно и необходимо донести до мирового сообщества слово Будды о мире, о принципах ненасилия, особенно в условиях тоталитарного периода холодной войны.
В 1981 году за заслуги в области укрепления мира и дружбы народов была присуждена Почетная степень «Доктор буддийской теологии – Пандито» в научно-исследовательском институте Наланда, в знаменитом центре буддийской учености Древней Индии.
В 1982 году Жамбал-Доржи Гомбоев, ввиду своего преклонного возраста, преподнес священный хадак дид Хамбо-ламе Жимба-Жамсо Эрдынееву и сложил с себя полномочия председателя ЦДУБ.
Перед уходом в иной мир Хамбо-лама завещал кремировать тело, а прах заложить в субурган на месте его рождения. Сразу в 1983 году ученики и родственники не смогли исполнить просьбу Хамбо-ламы. В начале двухтысячных годов родственники обратились к настоятелю Агинского дацана Бадма-ламе с просьбой исполнить последнее пожелание Жамбал-Доржи Гомбоева.
В 2006 году XXIV-й Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев посетил родину Жамбал-Доржи Гомбоева в местечке Аса-Шибирь и определил место для возведения субургана.
А через год — 22 августа 2007 года – в присутствии лам из Забайкалья и Бурятии, родственников и многочисленных верующих состоялось освящение ступы, куда по завещанию вложили прах великого ламы. Подобно буддийским божествам, Хамбо-лама Гомбоев находится вне времени и пространства, и почитание субургана великого ламы приносит верующим неиссякаемое благо, ведя их дорогами мудрости и успеха во всем, устраняя внешние и внутренние препятствия.
Светлана Дамдинжапова, главный библиотекарь отдела информационного
и сервисного обеспечения ГУК «Агинская краевая библиотека им.Ц.Жамцарано»