Версия для слабовидящих
Адрес: п.Агинское, ул. Комсомольская, 14
E-mail: agalibr@mail.ru
Тел: 8 302 39 3-41-72
График работы:
пн-сб: с 9 до 18 часов
пт: с 9 до 16:45
вс - выходной
Отправлено
Поисковое поле пустое!

Ученый, посвятивший себя тибетологии

Имя ученого Бал-Доржи Бадараева, 95 лет со дня рождения которого отмечается сегодня, 11 апреля, стоит в одном ряду с блестящими представителями бурятской тибетологии. Бал-Доржи Бадараевич оставил значительный след в таких областях тибетологии, как лингвистика, источниковедение и медицина.

Ученый родился 11 апреля 1929 года в местности Шаазгайта села Хара-Шибирь Могойтуйского района Забайкальского края в семье Бадара Дашиева из рода баатаржан харгана. Бал-Доржи был старшим сыном, у него было пять братьев и сестер. Уже с детских лет он испытывал ответственность за младших, считал своим долгом их опекать и поддерживать, и, как отмечают его коллеги, эта черта характера сохранилась у него на всю жизнь.

В 1947 г. была закончена Агинская средняя школа, и в том же году поступил на кафедру монголо-тибетской филологии Восточного факультета Ленинградского университета вместе с целой группой бурятских абитуриентов по правительственному направлению. Отмечается, что на выбор профессии в большой степени повлиял его дед, который, как и многие другие его современники, неплохо владел старомонгольским и тибетским письмом.

Как известно, именно в Ленинградском университете зародились и формировались отечественные буддология и тибетология. Бал-Доржи Бадараев специализировался по монгольской филологии, поскольку с детства любил литературу и в школьные годы даже начал увлекаться бурятским стихосложением. В университете будущий ученый углубленно осваивал халха-монгольский язык, кроме того изучал тибетский, французский языки, совершенствовался в английском.

Закончив университет в 1952 году, Бал-Доржи Бадараевич некоторое время преподавал в областной партийной школе по подготовке идеологических кадров при Бурятском обкоме КПСС, совмещая эту работу с деятельностью литературного сотрудника в республиканской газете «Буряад Монголой Үнэн».

Через четыре года поступает в аспирантуру в Институт востоковедения АН СССР, связав с этого момента навсегда свою жизнь с наукой. Б. Бадараеву повезло, что именно тогда, в 1956 году, легенда мировой тибетологии Юрий Николаевич Рерих возвращается в Россию из Индии и становится его научным руководителем. Аспирант активно участвует во всех проектах, инициированных его учителем, в том числе — в подготовке издания «Тибетско-санскритско-русско-английского словаря». Когда готовился этот словарь, издательства еще не располагали тибетскими шрифтами, поэтому тибетский текст вписывался от руки. В первых двух томах словаря Ю.Н. Рериха, известного каждому современному отечественному тибетологу, тибетский текст был вписан рукой Бал-Доржи Бадараевича, как, впрочем, и тибетский текст очерка Ю.Н. Рериха «Тибетский язык». Можно только представить насколько объемной, кропотливой и ответственной была такая техническая, но важная работа.

В 1967-1968 гг. Б. Бадараев завершает свою кандидатскую диссертацию «Об основах транскрипции и транслитерации для тибетского языка», с блеском защищает ее и издает монографию на ее основе. Этой работе суждено было стать наивысшим достижением советской тибетологии в вопросах кириллической транслитерации тибетского языка. Как отмечают ученые, ни до, ни после Б. Бадараева не предпринималось столь глубоких и масштабных исследований в этой области.

У Бал-Доржи Бадараевича были и другие работы, посвященные лингвистике и филологии, например, «Слово как модель и вопросы лингвистической реконструкции в алтаистике» (Улан-Удэ, 1964), перевод на бурятский язык поэмы Калидасы «Облако-вестник» и др. В то же время его интересовали и проблемы исторические и философские.

В 1975 г. в Институте естественных наук Бурятского филиала АН СССР была организована лаборатория источниковедения индо-тибетской медицины, возглавить которую предложили Бал-Доржи Бадараевичу. Постепенно сложился уникальный и по тем, и по сегодняшним меркам коллектив, включающий лам, получивших в свое время образования в медицинских дацанах, ученых-востоковедов, врачей, фармацевтов, ботаников. Можно сказать, что в то время подобных коллективов не было не только в нашей стране, но и в мире.

Наибольшее внимание ученого в поздний период его научной деятельности привлекали медицинские тексты. В эту область тибетологии Б. Бадараев внес значительный вклад. Основные усилия по рассмотрению медицинских трактатов как системе, состоящей из совокупных элементов, Б. Бадараев направил на «Чжуд ши». Результаты этих исследований, в которых Бал-Доржи Бадараев раскрывает логическую связь между четырьмя частями «Чжуд ши» и комментариев к нему, изложены в таких работах, как «Расшифровка обшей системы структуры «Чжуд ши», «Лангтхабы и их корригирование» (в соавторстве с Э. Г. Базароном, М. Д. Дашиевым, Т. А. Асеевой и С. М. Баторовым), «Чжуд ши»: анализ «Чи чжуда».

Углубленное исследование этих вопросов ученый планировал провести в рамках докторской диссертации, для работы над которой был направлен на стажировку в институт востоковедения. Однако вскоре после отъезда Бал-Доржи Бадараев скоропостижно умирает в Москве в 1986 г., в самый плодотворный период своей научной жизни, оборвав тем самым очень сильное звено в традиции бурятского академического востоковедения.

Дарима Базарова,

главный библиотекарь отдела ИСО

Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.

Источники:

Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля