«…Было это в 1968 году.
«…Решили от имени колхоза объявить всесоюзный конкурс на лучшую песню о Цокто-Хангиле. Тут же учредили премии — одну первую, две вторых, три третьих и пять поощрительных, разработали другие условия конкурса и обо всем этом оповестили через центральные газеты «Известия» и «Комсомольская правда». Результаты превзошли все наши ожидания. Уже спустя месяц письма с готовыми текстами и нотами песен стали поступать к нам со всех концов страны: с Дальнего Востока и Северного Кавказа, из Читы и Улан-Удэ, из Москвы и Ленинграда, с Украины и Прибалтики — буквально отовсюду. 216 песен поступило на наш конкурс, и разобраться, какие из них хорошие и чего они стоят, было делом нелегким и рискованным. Чтобы не ошибиться ненароком и вывести оценки наверняка, мы пригласили в жюри конкурса признанных деятелей литературы и искусства. Из Улан-Удэ к нам приехали известные писатели и поэты Африкан Бальбуров, Цыденжап Жимбиев, Юрий Эрдынеев, певцы заслуженные артисты РСФСР Абида Арсаланов и Ким Базарсадаев, из Читы — поэт Василий Никонов, композитор Константин Гейст, дирижер, художественный руководитель ансамбля песни и танца Забайкальского военного округа Василий Ткаченко. И они совместно с представителями колхозников и интеллигенции села трое суток тем только и занимались, что прослушивали поступившие на конкурс песни.
Для них не существовало авторитетов, они руководствовались критериями красоты и истины. Конкурс завершился грандиозным Праздником песни. Стоял чудесный июльский день. На красочно украшенный стадион пришло все село — и стар, и млад. Приехали люди с чабанских стоянок и молочных ферм, из сеноуборочных бригад. А пока собирался народ в ожидании торжественной части подведения итогов конкурса, шел импровизированный концерт с участием всех желающих и хозяев, и гостей. Пела Должид Дугарова—наша учительница, обладающая голосом замечательной лирической силы и нежности. На смену ей вышел на сцену ведущий бас ордена Ленина Бурятского государственного театра оперы и балета, выходец из агинских степей Ким Базарсадаев, затем начал петь агроном колхоза Буда Дамдинов. Восторженно встретили солиста Бурятского оперного театра Абиду Арсаланова. К слову сказать, его младший брат Аюши Арсаланов, окончил Казанскую консерваторию и дирижировал симфоническим оркестром Большого театра во время декады бурятского искусства в Москве в операх «Князь Игорь» и «Побратимы».
И вот, наконец, начинается торжественная часть Праздника песни. Председательствующий объявляет очередных лауреатов конкурса, и тут же мелодии их песен выливаются из громкоговорителя, вызывая овацию стадиона. Всего было награждено десять песен. Но их нельзя назвать песнями только о Цокто-Хангиле в узком географическом понимании этого слова. Это были песни о счастье жить и трудиться на родной земле, с которой и начинается для каждого человека его большая Родина — Союз Советских Социалистических Республик.
О достоинствах песни, как любого другого создания искусства, можно говорить только после того, как она выдержала проверку временем.
А песня, написанная нашим земляком, цокто-хангильцем Базаром Цырендашиевым и удостоенная первой премии конкурса, приобрела за это время поистине всебурятскую популярность, вошла в репертуар лучших исполнителей Агинского округа и Бурятской АССР.
В совершенно незнакомом краю, узнав, откуда мы, вдруг спросит: «Это вы из того Цокто-Хангила, о котором поется?» Да и нас глубоко трогает, особенно вдалеке от дома, нет-нет, да и передаваемая по радио песня с такими пронзительными словами: «Колыбель моя Цокто-Хангил, ты одна у меня на всем белом свете, где бы я ни колесил, ты душу мою согреваешь…»
Материалы и фотографии к слайду взяты из книги Дамби-Жалсан Дондокова «Колыбель моя — Цокто-Хангил».-Москва:Советская.- Россия,1979.-128с.
Песня звучит в исполнении Народного артиста Советского Союза Дугаржап Дашиева. Музыка Б.Цырендашиева, слова Д.Дамбаева.
Будажапова Б.Ц.,
зав. отделом учета и комплектования фонда