С удовольствием перечитала книгу Петра Гусева «Жамсаран и его дочь». Борис Сергеевич Гусев родился в 1927 году в Ленинграде, он был специальным корреспондентом газеты «Известия», членом Союза писателей России, фронтовик, участник обороны Ленинграда. Внук врача П.А. Бадмаева. О своем знаменитом дедушке он написал книгу «Жамсаран и его дочь». Вот некоторые интересные факты из книги:
«…С именем деда у меня были связаны первые недетские для моих малых лет раздумья и огорчения. Я только начал ходить в школу. И вот, вернувшись однажды из школы, долго сидел озадаченный. Потом: «Мама, а почему меня в школе дразнят «Батмай»? — Что значит дразнят? Просто Батмай ? Но ты же знаешь, что фамилия моего отца и твоего дедушки была Бадмаев… Твой дедушка жил в округе, на Поклонной горе… Он лечил людей…».
«Но лучше я расскажу обо всем последовательно, опираясь на документы, а также воспоминания дочери Петра Александровича – моей мамы. Она оставила две тетради своих воспоминаний об отце своем. Кроме воспоминаний, мама оставила толстенную тетрадь – альбом-рецептуру тибетских лекарств, которую она составляла в течение многих лет. И мне стало обидно, что при жизни мамы я не смог оценить ее труд! Поистине верно сказано: живые закрывают глаза мертвым, мертвые открывают глаза живым».
«…Мой дед по рождению – монгол, в ранней молодости пас овец в Агинской степи Забайкалья и учился укрощать диких степных кобылиц. Звали его Жамсаран Бадмаев, был он самым младшим, седьмым сыном Засогола Батмы, скотовода средней руки, имевшего до сотни кобылиц и столько же овец (богачами же считались те, кто имел тысячные табуны)».
«Большую известность принес семье Сультим -старший из братьев. В Петербурге Сультим уже в зрелом возрасте крестился и принял имя и отчество по имени царствующего императора Александра II и стал Александром Александровичем. В 1860 году Сультим открыл в Петербурге аптеку тибетских и лекарственных трав и занялся врачебной деятельностью. По приезду в столицу по примеру брата Жамсаран принял православие и с ним новое имя – Петр, в честь Петра Великого, который еще в гимназии стал его кумиром и остался им на всю жизнь. Петр Бадмаев совершил путешествие в таинственный Тибет, встречался с эмчи — ламами монастырей и дацанов. Полученный от гелунга Даба агинского дацана шарф – символ буддизма оказывает действие: перед Петром Бадмаевым открываются двери, ему показывают древние манускрипты. Он держит в руках подлинные листы «Жуд-Ши». В 1898 году вышел первый перевод «Жуд-Ши», который осуществил Жамсаран. Труд этот является уникальным пособием по врачебной науке Тибета. Петр Бадмаев был энергичен, общителен. В 1877 году он женился на молоденькой девице дворянке Надежде Васильевой. Он построил на Поклонной белокаменный двухэтажный особняк с башенкой в восточном стиле. Петр Бадмаев был одержим идеей строительства железных дорог в Сибири и далее еще с конца восьмидесятых годов и, как свидетельствует одно из писем Витте, был одним из инициаторов строительства великой Транссибирской магистрали».
«…Если одной фразой ответить, что такое тибетская медицина, то это искусство лечить исключительно природными средствами: травами, минералами, плодами растений. Для тибетских средств нет противопоказаний. Они безвредны и служат главным образом стимулом к тому, чтобы ваш организм сам переборол болезнь. Отсюда один из главных постулатов врачебной науки Тибета: лечить не болезнь, а больного, то есть организм в целом. Чтобы быть добрым — надо быть здоровым. Чтобы не презирать меньших себя — надо помнить, что и ты сам создан так же как и они. Чтобы помогать совершенствоваться — надо уметь лечить духовные и физические страдания: ибо чтобы постигнуть высшее, надо опереться на твердую и надежную опору, то есть на свое вполне духовно и физически здоровое тело, говорит тибетский врач».
«…Что такое разумная жизнь? Разумной жизнью врачебная наука Тибета называет уменье содержать в чистоте ум и тело и оберегать себя от всяких излишеств. В зрелые годы, когда Бадмаев достиг известности, он задумывает создать на Поклонной бурятскую школу с программой классической гимназии. Он пишет в Агу родным, чтобы они прислали в Петербург своих детей и детей своих знакомых- тех, кто пожелает учиться. Все содержание и обучение он берет на себя. Формальное разрешение было получено, и вскоре школа начала функционировать. Из Аги, Читы, Забайкалья потянулись бурятские дети. Кроме того, он учредил на Восточном факультете университета две стипендии для инородцев. Известный ученый Г.Цыбиков был стипендиатом Бадмаева. Жена Петра Александровича Надежда Васильевна родила ему шестерых детей: двух сыновей и четырех дочерей. Секретарем у него работала Елизавета Федоровна, которая стала гражданской женой Петра Александровича Бадмаева. Елизавета Федоровна была младше его почти на тридцать лет, но пронесла любовь к нему через всю жизнь и в горький для него час не оставила его, пошла за ним в тюрьму, в ссылку».
«… В тридцатые годы в округе Удельная – Озерки, пригородах Ленинграда, была жива память о нем, и даже остановка на Поклонной называлась «Дача Бадмаева»- так объявляла кондукторша. Петр Александрович считал, что усиление влияния России на Востоке должно идти через торговлю со станами Востока, и с этой целью организовал в Чите торговый дом «Бадмаев и К», а также создал газету «Жизнь на восточной окраине», выходящую на русском и монгольском языках. …. В 1910 году был полувековой юбилей открытия в Петербурге аптеки тибетских лекарственных трав и на Поклонной был устроен торжественный прием. Был отслужен молебен. Петр Александрович издал книгу «Справка о положении врачебной науки Тибета в России». В ней рассказывается история появления Сультима Бадмаева в Петербурге».
«…Наступали самые суровые дни 1919/1920 гг. Петр Александрович действительно находился в заключении, сначала в городской тюрьме, затем был переведен в Чесменский лагерь…Если бы не старость, не подорванное здоровье! Он смог быть еще полезным новой России… В июле 1920 года Петра Александровича не стало…Елизавета Федоровна выполнила посмертную волю Петра Бадмаева и продолжала вести прием больных в его кабинете на Литейном,16».
Путешествуя по Бурятии автор книги посетил Иволгинский дацан и встретился с Хамбо лама Гомбоевым «А можно ли выразить учение Будды в одной фразе»? -спросил автор у Хамбо лама».
— В одной фразе? Если угодно, фраза будет такой: «Не делай зла никому, даже камню».
Петр Александрович соединял в себе знания европейской и тибетской медицины, он впервые перевел классический труд «Жуд-Ши», создал, или как он выражается дозировал, ряд новых лекарств, имеющих непреходящее значение. В 2020 году состоялось торжественное открытие бюста Петру Бадмаеву. Был объявлен конкурс стихотворений, посвященных ученому. Посвящение Батожаргал Гармажапова было признано лучшим.
Батожаргал Гармажапов
Түрүү хүбүүндээ түүрээлгэ
Сагай ошобош, унтарангүй
Сасаржал байдаг мүшэд бии
Галабай эрьебэш, hүнэнгуй
Гэрэлтэн байдаг нэрэнүүд бии.
Түүрээебди тиимэ нэрэ
Тандаа мүноо hануулжа,
Хуурдаябди бэлигэй хүрэсэ
Хүгжэмэй дээжэ татуулжа.
Заяан үндэр Бадмаев
Замай холы эсхэжэ,
Гүн ехэ эрдэмэй
Гүнзэгыдэнь шунгаа hэн.
Зулзага балшар наhанhаа
Зуралзаа түргэн ухаатай,
Арбаад хэлээр анханhаа
Андалдаха заяатай
Түмэнэй түрүү Бадмаев лэ
Тала нютаг Табтаанайhаа
Тэрэ үеын буряад зонhоо
Тобойн бодоо гансааран лэ!
Буруунай бэлшээри, холынш замтай,
Буряад зоной намтар нэрэ
Баруунай арадта танюулhан hайтай
Бадарха нарамнай байhан лэ, нээрээ
Эзэн хаанай үүдэ нээн,
Сэсэн бодолой хүсоорлэ
Эжэл боложо ороhон хүн
Сохом манай хүбүүн лэ.
Улас түрын талмай дээрэ
Ялас гэмэ дүнтэй байhан:
Орос гүрэндэ дурнаар дүүрэн
Олоод барисаа харгы нээhэн.
Эрдэм бэлиг -эрхим баян
Элдин Агадаа элбэг сүршоо.
Аргын hайнии анха шудалан,
Арад зоной тамирынь үргоо.
Аралжаа наймаан, атар байдал-
Алас үндэр хусэлынь гээшэл.
Энхэ жаргал, этигэл найдал
Эдлэhэн наhанайнь түшэг найжал.
Жамсаран бурхан сахюусантай,
Жамсаран hайхан нэрэ солотой
Yзүүр хүмүүнэй үндэр габьяань-
үеын үедэ мандаха заяан!
*Дурна –Зүүн зүг
*Хүмүүн-хүн