Культура любого народа основана на памяти. Без знания прошлого невозможно понять настоящее. Для формирования таких категорий у молодежи, как патриотизм, национальная гордость, национальное самосознание необходимо осознание и понимание прежде всего значимости собственной культуры, так как это способствует более глубокому восприятию культуры другого народа. Непреходящая социально-историческая значимость творений бурятских летописцев заключена не только в их неповторимости и непревзойденности, но и в постоянном встречном движении творцов духовного богатства прошлого и настоящего. Например, образ выдающегося общественного деятеля XIX в. Тугулдура Тобоева и написанная им летопись вдохновили писателя Батожаба Цыбикова на создание исторического романа в двух частях «Тугэлдэр тайшаа». На основе «Легенды о Бальжин-хатуне» была создана историческая драма «Бальжан-хатан» Доржи Эрдынеева, героические песни бурят о Шилдэй-занги и хоринские летописи подвигли народного поэта Бурятии Цырен-Дулму Дондокову на создание поэмы «Шилдэй-занги» и романа «Хориин хатад». Таким образом, летописание у кочевых народов представляет собой уникальное явление, поэтому оно заслуживает приоритетного места в проблеме изучения истории и культуры монголоязычных народов.
По хроникам Тугулдур Тобоев должность главного тайши агинских бурят занимал с 1858 по 1878 год. Он был одним из наиболее образованных представителей бурятского общества. Занимался всеми вопросами жизни агинских бурят: животноводством, земледелием, ремеслами, просвещением, религией и даже полезными ископаемыми. Общественная, гражданская, религиозная, литературная деятельность Тугулдура Тобоева на улучшение жизненного пространства бурятского народа, вклад в развитие и консолидацию бурятского сообщества, на становление национальной культуры, образования неизмеримы. Он единственный тайша, который свыше 60 лет занимал различные административные должности, что свидетельствует о том, что буряты глубоко уважали и почитали своего тайшу за независимый образ мышления и искреннюю преданность народу. В памяти народа он остался, прежде всего, как летописец, создатель письменного наследия.
Хроника Тугулдура Тобоева датирована 1863 годом. Она была выпущена в 1935 году на монгольском тексте. Только в 1940 году издали в русском переводе АН СССР вместе с хроникой Вандана Юмсунова. Это уникальный письменный памятник, первоисточник, написанный на основании подлинных исторических документов, хранившихся в делах Степных дум.
В хронике Тугулдура Тобоева дана легенда о происхождении хоринцев, предание о Бальжин-хатан и рассказ о переходе хоринцев в русское подданство, об отправке делегации в Москву в 1702 году, установление русско-маньчжурской границы в 1727-1728 годах, оказание помощи хоринцам со стороны царского правительства, выделение земли для новых посельщиков по Ингоде и в связи с этим откочевка части хоринцев в Агу и некоторые другие. Хроника Т.Тобоева значительно больше по объему, чем предыдущие исторические сочинения, и соответственно этому некоторые вопросы в ней излагаются более подробно или вообще впервые. Так, например, в ней отведено много места описанию административного управления хоринцев, деятельности хоринских тайшей и других ноенов, значительное внимание уделено распространению ламаизма среди селенгинских и хоринских бурят, а также говорится о шаманских обрядах.
Надо отдать должное Т.Тобоеву, сумевшему собрать и составить хронику на основании кратких исторических записок его предшественников, своих личных собраний преданий, собственных воспоминаний и с архивных дел Степной думы. Делая ссылки на соответствующие источники, он придал своей хронике, выражаясь словами переводчика Н.Поппе, «несколько» более наукообразный характер…». В конце своей хроники сам Т.Тобоев пишет:
«Эта краткая история принесет пользу познания нынешних людей и сохранению в памяти людей будущих времен.
…Прошу всех знающих и мудрых проверить и исправить то, чего не достает, а также лишнее и ошибочное»
Устные и письменные исторические хроники бурятского народа всегда представляли интерес. Еще в том веке их передавали из уст в уста, собирали, записывали, изучали, издавали.
В настоящее время они очень актуальны, когда возрождаются истоки культуры народов нашей страны и имеет определенное значение для современников, и для тех, кто интересуется историей своего народа. Деятельность Тугулдура Тобоева на поприще служения своему народу неоднократно отмечалась. В 1849 году он удостоился серебряного кортика, имел награды – серебряную медаль на Аннинской ленте и другие. В 1858 году получил чин коллежского регистратора и орден Славы III степени. Был женат на Балме Босоевой, имел сыновей ламу Санжижигмыд, родившегося в 1816 году, Базар и Аюши, родившегося в 1865 году.
Изучение исторических хроник важно с той точки зрения, что они дают возможность расширить и углубить наше знание прошлого быта и истории бурятского народа. Весьма ценны именно этнографические, исторические, языковые и прочие детали и подробности, содержащиеся в хрониках в большом количестве.
Бальжима Жамсоева,
заведующий отделом краеведения и библиографии
Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано