В рамках проекта «Студия общения на родном языке «Бэлиг» и фестиваля бурятского языка в Агинском Бурятском округе сотрудники Агинской краевой библиотеки имени Ц.Жамцарано провели мастер-класс с учащимися 11 класса Агинской средней общеобразовательной школы №3 на тему «Шагай наадан- буряад арадай наадан».
В шагай играют не только дети, но и взрослые. Это очень увлекательная и азартная игра, в том числе познавательная и развивающая. Существуют множество видов и правил игры в шагай. Подготавливаясь к мастер-классу выявили 19 видов игры в шагай. Тем самым показали и рассказали о каждом виде. Вместе с учащимися и классным руководителем Алдын Доржиевной ознакомились, соревновались и играли в шагай.
Предлагаем вашему вниманию эти 19 видов игры в шагай.
Условия и правила игры:
- Няhалалга (Щелканье)
Игра проходит в 2 этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьевке (бросании костей) выпадет наибольшее количество бухэ. Сначала игроки бросают на кон по одинаковому количеству костей так, чтобы они ложились не кучей, а вразброс.
Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, хонхо на хонхо и т.д. Косточка должна идти, не задевая другие косточки, кроме цели, косточка-цель, откатываясь от удара, так же не должна задевать соседние косточки. При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал. В противном случае, считается ошибкой. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока на кону не остается три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда остается 3 косточки, тот, кто в данный момент играет этими костями, собирает и бросает все 3 косточки. Если выпадают все 3 одинаковые косточки, то тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадает 2 одинаковых кости, то игрок щелкает одинаковые кости как на первом этапе. Если ему удается, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек.
- Мори урилдаан (Конные скачки)
Играющие выбирают по одному «бегунцу» из свободной кучи косточек и ставят их по обеим сторонам первой в ряду косточки. Затем берут пять косточек, и бросают их на кон по очереди. Если среди них окажется «конь» (стоящий боком), бросающий берёт своего коня и ставит рядом со второй косточкой в ряду, если окажется два «коня», ставит рядом с третьей, если три — рядом с четвёртой и т.д. Если ни одна из косточек не упадёт в положении «коня», то конь бросающего игрока остаётся на месте. Остальные играющие проделывает то же самое.
После нескольких попеременных бросаний чей-нибудь «ретивый конь» проходит все двенадцать косточек ряда. Значит, он и выиграл скачки.
- Шагай шүүрэлгэ (Хватание косточек горстью)
Каждый игрок подбрасывает четки — «шүүрэгшэн» — вверх: пока четки летят, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать четки одной рукой, не задевая четками стола, не прижимая к груди. Подбросив четки вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящие четки — этой же рукой. Считается ошибкой, если четки при падении задели грудь или стол, или были взяты на грудь или живот, из взятой горсти костей какая-либо выпадет, при захвате задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. По нашим турнирным правилам, независимо от исхода попытки, ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.
- Хонгордоохо (Подкидывание)
Один из участников игры берет полную горсть лодышек, подбрасывает их и ловит тыльной стороной правой кисти, опять подбрасывает и в этот раз ловит ладонью. Пойманные косточки складываются в сторону. Косточки, которые скатились с руки, подбирают следующим образом: подбрасывают одну косточку, которая называется шуурэгшэн или сохо, и, пока он летит, играющий схватывает со стола столько косточек, сколько было поймано в первый раз и ловит падающий шуурэгшэн. Если ему удается поймать его на лету, то он выигрывает и откладывает один шагай как выигрыш. Он продолжает игру, пока не обронит шуурэгшэн. В противном случае игра переходит к следующему по очереди. Победителем считается тот, у кого косточек окажется больше.
- Шагай харбаха (Метание лодыжек)
Кости в игре ставятся в два противоположных ряда на расстоянии 40–60 см. Дети играют по двое. Каждый играющий метит косточкой из своей «стены» (конь или скот) в «стену» соперника. Все косточки, которые удастся выбить из «стены» противника, дети забирают себе. В случае промаха косточка-«стрела» передается сопернику.
- Арбан хоер шагай (Двенадцать косточек)
Берут 12 косточек и подбрасывают их, у кого больше косточек упадет в положении бухэ (хонин — овца), тот и начинает игру. Очередь следующего в нисходящем порядке по количеству косточек-бухэ. Играющий берет все косточки, подняв их вверх, бросает, затем выбирает и откладывает все бухэ, остальные опять подбрасывает и снова отбирает и так до 12 раз. Если в результате 12 попыток ему удается выбрать все косточки, он выигрывает, и игра должна начаться снова. Если никому не удалось выбрать все косточки, выигрыш достается тому, у кого отобранных косточек больше.
- Мэлхэй (Черепаха)
В игре участвуют два-три игрока с 78 косточками. Цель игры – построить из 78 косточек черепаху: 6 косточек в 6 рядов – спина, 3 косточки в ряд – голова, 4 косточки в два ряда – 4 ноги, 5 косточек на 4 ноги – пальцы, на спине с двух сторон 2 косточки – почки, сзади 1 косточка – хвост. Игроки по очереди кидают по 6 косточек. По числу выпавших «бүхэ» строят определенную часть черепахи. Например, выпало 3 косточки в положении «бүхэ», часть черепахи из 3 косточек – это голова, значит, игрок строит голову: выпало 4 косточки – это нога и т.д. Игрок делает ход до тех пор, пока из выпавших косточек можно строить какую-либо часть черепахи. Игра продолжается, пока не появится силуэт черепахи. В конце игры каждый подсчитывает количество своих косточек в черепахе. У кого больше, тот и победил.
- Дурбэн бэрхэ (Четыре молодца)
Играющие по очереди бросают по 4 лодыжки. Если эти лодыжки принимают 4 разных положения – бүхэ, хонхо, морин, үхэр — значит выпало 4 молодца – 4 бэрхэ. Слово «бэрхэ» означает трудность, ловкость и действительно трудно бывает, чтобы все четыре лодыжки приняли желаемые положения. Бросают по очереди, пока не выпадет 4 бэрхэ. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели. Можно продолжить игру и определить, кто на втором, третьем местах.
- Алта буулгаха (Золотинка)
На кон бросают 4 лодыжки и они должны упасть все или бухэ (овечками) или хонхо (козликами) и т.д., то есть все в одинаковом положении. Выигрывает тот, у кого вперед выпали 4 одинаковых вида “животных” (четыре косточки легли в одной позиции). Можно усложнить игру, начав с пяти или шести косточек и добиться той же цели.
- Табаршаалга (Подкидывание и ловля косточек одной рукой на весу)
Игра с 5-ю косточками. Играет столько человек, сколько хватит костей, из расчёта пять косточек на одного человека.
Каждый играющий должен сыграть 4 кона до перехода игры к следующему игроку. Игра состоит из нескольких кругов, в каждом из которых игроки играют по 4 кона. Игра длится до тех пор, пока не определится один победитель. Игрок, не справившийся с задачей, покидает игру.
В первом коне игрок подбрасывает косточку вверх. Пока косточка летит вверх, играющий должен выхватить одну косточку со стола и после этого успеть поймать подброшенную. Так продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной косточки. Непойманные кости отодвигаются в сторону. Во втором коне нужно успеть выхватить со стола сразу по две косточки и поймать подброшенную. На третьем коне нужно выхватить три косточки и поймать к ним подброшенную. Далее, опять подкинув косточку, успеть выхватить оставшуюся одну кость. В четвертом коне будет лишь одно подбрасывание, нужно будет выхватить со стола сразу четыре косточки и успеть поймать подброшенную. Первый круг игры заканчивается, когда четыре кона отыграют все игроки.
Во втором круге игры каждый игрок вновь проходит все четыре кона. Отличается второй круг игры тем, что к выхватыванию косточек прибавляются различные движения рукой. В первом коне, подкинув косточку, нужно успеть выхватить одну косточку и сделать «молнию» – волнообразное движение рукой. Во втором коне – движение «гром»: постучать 2-3 раза выхваченной косточкой по столу, затем поймать подброшенную косточку. В третьем коне — прием «дождь»: две косточки подбросить, одну косточку подобрать, три косточки подбросить, одну подобрать, четыре косточки подбросить, подобрать. Это пошёл «мелкий дождь». Четвертый кон – 5 косточек подбросить вверх и поймать тыльной стороной кистей обеих рук, сдвинутых вместе. Упавшие косточки игрок должен собрать, осторожно опуская руки, чтобы не упали косточки на тыльной стороне кистей.
- Шагай харбалга (Метание косточек)
Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.
Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.
- Таалсалга (Отгадывание)
Еще одной разновидностью игры в лодыжки является отгадывание – «шагай таалсалга». Участники игры делят все лодыжки поровну между собой. Каждый играющий, не показывая другому, прячет себе в ладонь определенное количество лодыжек. Один из участников отгадывает, сколько их спрятано в кулаке. Если он не отгадал, то уступает место второму, третьему. Таким образом, в роли отгадывающего побывают все. Тот, у кого отгадали, отдает свои лодыжки. Первый тур игры заканчивается тем, что лодыжки в конце концов окажутся в руках одного. После этого начинается второй тур игры.
- Хоер лама, хорин шүдхэр (2 лам, 20 чертей)
Обычно в этой игре участвуют 2 игрока, но можно и три, и четыре. 20 лодыжек ставят в круг в вертикальном положении острым концом вниз – это чертики. В середине круга ставят 2 лодыжки морин (лошадь) – это ламы. Итого в игре понадобятся 22 косточки. Каждый игрок начинает считать косточки, каждую седьмую лодыжку отодвигает от круга. И так далее считает по кругу, отодвигая каждую седьмую лодыжку. Если при счете попадается лодыжка лама седьмой, то все собранные косточки возвращаются на прежнее место. Тем самым ход передается следующему игроку. Если начать с правильной косточки, то все 20 лодыжек должны выбыть без попадания на косточки, которые были по середине. Выиграл тот игрок, который смог собрать все 20 косточек-чертей.
- Хонхо, бүхэ түүхэ (Собирание хонхо (коз) и бүхэ(овец)
В игре участвует два или более детей. Каждый участник подкидывает на верх по одной косточке, у кого какая лодыжка выпала, тот и собирает ту лодыжку. Например, у кого выпал бухэ (овца) – он собирает бүхэ, у кого хонхо (коза) – собирает хонхо. Первый участник собирает все лодыжки и подбрасывает их на ровной поверхности. Тот игрок у кого выпала косточка бүхэ, он щелкает бүхэ с бүхэ, не задевая другие косточки. И забирает себе эти две лодыжки. Он щелкает все бухэ до первого промаха, а потом ход передается второму игроку. У кого выпал хонхо, тот щелкает хонхо с хонхо и забирает себе их и т.д. В конце игры у кого оказалось больше лодыжек тот и выигрывает.
- Хорео барилга (Постройка оград для скота)
В игре «хорёо барилга» — строительство ограды для скота или других игрушек, зверят, дети учились ставить предметы рядышком, последовательно усваивая понятия «широкий», «узкий» «длинный» «короткий», «большой», и «маленький».
В средней и старшей группах это игра усложнялась. Дети играли в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки поровну, дети строили себе городьбу, воображая её загоном для скота. Ставили туда пять косточек бугром вверх- пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе было ещё семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяли пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребёнок и тоже выигрывает косточки – бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот, у кого собрался полный двор скота.
- «Алтан сэргэ» (Золотая коновязь)
Для игры выбирают самую большую косточку (обычно коровью) – это золотая коновязь. Игроки делят кости поровну. Берут по три косточки и бросают по очереди. Сколько выпало «морин», столько ставят вокруг коновязи. У кого больше собрано «морин», тот и выигрывает.
- Хумпараа (Подкидывание трех косточек)
В игре «Хумпараа» — подкидывание трех косточек учим детей управлять рукой, координировать движения, развивать глазомер. Это игра является подготовленным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы это необязательно, важнее узнать, кто из них упал; козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одном положении, тот все косточки (козлят, овечек, лошадок или бычков) забирает себе.
- Хитарсаа(Парашют)
Играют 1-3 человека, берут по 10 косточек и по одной косточке «пуля». По очереди подбрасывают 10 косточек вверх и ловят тыльной стороной ладони. Если игрок поймал четное количество шагай, то подбрасывает свою пулю, собирает со стола по 2 косточки, при этом каждый раз подбрасывая свою пулю. Если поймано нечетное количество косточек, то по одной. Если игрок допустил ошибку, ход передается следующему игроку. При удачном раскладе, если у него осталось 2 косточки, откладывает пулю. Подбрасывает одновременно две оставшиеся косточки, но ловит их по одной (жонглирует). Этот прием повторяет 3 раза, в четвертый раз косточки с лету забираются вместе.
- Табан шагай (Пять лодыжек)
Сначала у игрока пять шагай. Подбросив одну лодыжку, он должен быстро подобрать с земли одну лодыжку, а затем поймать первую лодыжку. Следующий этап: бросает одну лодыжку, подбирает две. И так до четырех. Ещё вариант: подбрасывается по одной и по одной подбирается четыре раза, пока не соберутся все пять в руке.
С.Б. Дамдинжапова,
главный библиотекарь отдела информационного и сервисного обеспечения
Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано