«Солнце уже склонилось к холмам, но оно казалось медлило, не скрывалось, оно хотело наглядеться на меня. Оно украшало мою дорогу, а я все бежала вперед и мысленно ликовала, обращаясь к земле, к небу и ветру «Смотрите на меня! Смотрите, какая я гордая! Я буду учиться, я пойду в школу и поведу за собой других!…
–Я научу вас, дети, читать и считать, покажу как пишутся буквы и цифры,- говорил Дюйшен. — Буду учить вас всему, что знаю сам… И действительно, он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение. Склоняясь над каждым учеником, он показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснил нам непонятные слова. Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны. Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшими за пределами аила, в школе, если можно назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, не слыханный и не виданный прежде мир.
Да, я училась в большом городе, о котором мечтал Дюйшен, в больших школах, с большими окнами, о которых рассказывал он… Молодежь не знает, каким учителем был Дюйшен в свое время. А среди старшего поколения многих уже нет. Я еще приеду к своему учителю и буду держать перед ним ответ. Попрошу прощения. По возвращении из Москвы я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу-интернат «школой Дюйшена».
В Москве сейчас второй час ночи. Я стою на балконе гостиницы, смотрю на раздолье московских огней и думаю о том, как приеду в аил, встречусь с Учителем и поцелую его в седую бороду…»
Творчество киргизского писателя Чингиса Айтматова полюбилось многим читателям. Его произведения заставляют с любовью и душевной чувственностью смотреть на окружающий мир, воспринимать ту красоту, которой он насыщен. Повесть «Первый учитель» обращает на себя повышенный интерес. Мы предлагаем Вам снова перелистать и прочитать это произведение.
Будажапова Б.Ц.,
зав.отделом учета и формирования фонда