15 октября 2022 года исполнилось бы 95 лет композитору, Заслуженному артисту Бурятской АССР Даши-Дондоку Жалсараевичу Жалсараеву — талантливому артисту, самородку из Агинских степей.
Родился он на берегу реки Онон в селе Ортуй Могойтуйского района в 1927 году в семье бухгалтера Жалсараевых. Рос он смышленым малышом с мягким, добродушным характером, с огоньком в глазах, любил шутить и балагурить. В семье все любили и умели петь, впоследствии Даши-Дондок знал их великое множество, самоучкой научился играть на народных музыкальных инструментах, пробовал сочинять и подбирать по слуху многие мелодии. В 1934 году поступил в Агинскую среднюю школу, учеба давалась ему легко, среди друзей и одноклассников слыл талантливым учеником. Стал активным участником школьной художественной самодеятельности, пел в хоре, играл в школьных постановках спектаклей, врожденная пластичность позволяла хорошо танцевать.
Об этих годах его жизни вспоминал его друг одноклассник Ч.Юндунов из села Ортуй. Из статьи его друга, одноклассника, ветерана труда, опубликованной в газете «Агинская правда» в 1997 году к 70-летию со дня рождения Д.Ж.Жалсараева: «Даши-Дондок был очень спокойный, талантливый, жизнерадостный человек. Он при поступлении в школу уже хорошо играл на мандолине, домбре и во втором классе организовал инструментальный оркестр, который в 1937 году на окружной олимпиаде школьников занял первое место, а я по декламации стихотворений также занял первое место. Даши-Дондок в Агинском научился играть на скрипке, самостоятельно одолел ноты и после 7-го класса начал преподавать музыку в Агинском педучилище. А при создании народного театра в период Великой Отечественной войны стал артистом и в тот же период меня привлек в театр, где я проработал более года. Тогда наш театр обслуживал наш округ, близстоящие воинские части на Маньчжурской ветке железной дороги, выступали в Нерчинске, Сретенске и в других местах, пользовались большой популярностью. После закрытия театра Даши-Дондок много лет преподавал музыку в Агинском педучилище, затем в 1957 году с отличием закончил Ленинградский театральный институт им. Островского и стал работать в Улан-Удэ в Бурдраме им. Х.Намсараева, там ему присвоили звание «Заслуженный артист БурАССР». Такой человек – самородок не зря жил и творил среди нас…»
После окончания учебы Д.Жалсараев в 1944 году был принят артистом в только что созданный Агинский окружной драматический театр. Возглавляли театр Аюр Санданович Санданов с женой Марией Сергеевной Скольчиковой. Большую лепту в создание и успешную деятельность театра внес Жугдур Сандакович Пагбаин. Они провели большую работу по отбору из участников художественной самодеятельности улусов и сел округа талантливую целеустремленную молодежь, учили музыкальной грамоте, петь и танцевать. Именно в Агинском театре начали свои первые шаги в искусстве дирижер театра оперы и балета Аюша Арсаланов, главный режиссер театра бурятской драмы Ф. Сахиров, солистка бурятской филармонии Жаргалова Дулма, Гонгорова Долсон, С. Рыгзынова и др. Разные смотры, конкурсы, фестивали выявляли их возможности, раскрывали талант, оттачивали мастерство.
В годы работы в окружном драматическом театре Д.Жалсараев в постановке «Олоной нэгэн» Н. Балдано сыграл роль улусного старика Сагадая, а в 1946 году «Женитьбе Бальзаминова» А. Островского — главную роль Бальзаминова. Все представления труппы проходили при переполненном зале окружного Дома культуры в Агинском.
В 1947-48 годах двадцатилетний Даши-Дондок был назначен художественным руководителем театра. В январе 1948 года агинцы всей труппой приезжают в Улан-Удэ в творческую командировку. В течение месяца они берут уроки по гриму, по актерскому мастерству у ведущих артистов музыкально-драматического театра. За это время они обновляют концертную программу новыми танцевальными и музыкальными номерами, скетчами. С этим репертуаром и некоторыми старыми спектаклями проработали до официального закрытия молодого театра из-за отсутствия дотаций (август 1948 г.). Было время, когда Даши-Дондок работал заведующим интернатом Ортуйской начальной школы, преподавателем музыки в Агинском педучилище. В эти годы создал семью с Балмой Гармаевной, родились друг за другом четверо детей. Балма Гармаевна отличалась особой женской красотой и мудростью, спокойная, степенная она являла собой эталон бурятской матери — хозяйки дома. После переезда в Улан-Удэ она работала бухгалтером министерства культуры Бурятии, бухгалтером музея истории.
В 1950 году Жалсараев принял участие в областном смотре художественной самодеятельности, был награжден Почетной грамотой Читинского Обкома ВЛКСМ.
При всем его природном таланте чувствовал, что ему надо учиться дальше. И когда в 1953 году при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии набирается бурятская актерская студия, куда были отобраны двадцать юношей и девушек из республики, в числе их оказался и Даши-Дондок Жалсараев. Будучи студентами в 1957 году приняли участие в Ленинградском фестивале молодежи и студентов с водевилем А. П. Чехова «Предложение» и удостоились диплома лауреатов. В 1958 году студийцы привезли в качестве дипломной работы спектакли «Ревизор» Н. В. Гоголя, «В поисках радости» В. Розова и «Горе от ума» А. Грибоедова. Во всех них Д.Жалсараев одинаково хорошо играл роли как драматические, так и комедийные.
Попробовал себя в качестве режиссера, поставив спектакль по первой пьесе Д. Дылгирова «Беспокойные дни». Музыку к спектаклю написал сам. В этом спектакле играли Б. Аюшин, Ж. Иванов, Ц. Цырендоржиев (Норпол), Жапхандаев (Еши — ветврач), Д. Батомункуева (Тыгама), Иннокентьев Ф, Д. Дондуков, Д. Сангажапова.
Природный талант позволяли самому сочинять слова песен и создавать музыку к ним. Хотя он не получил специального музыкального образования, очень хорошо знал и понимал музыку, сам становился первым исполнителем новой песни, которые затем широко расходились среди народа. Будучи еще студентами вместе с Зугдэр Юможаповичем Цыдыповым приняли участие в Ленинградском студенческом музыкальном фестивале «Белые ночи», удостоились звания лауреатов. В годы работы совмещал работу актера с деятельностью музыкального руководителя театра, сочинял ко многим спектаклям песни, писал к ним музыку, например, к спектаклю по пьесе В. Халматова «Базарай бүлэ».
Всю свою жизнь он собирал народные песни, в 60-е годы работал над собранием и исследованием народных песен. В особом ряду стоит его песня «Түрэл хизаар», написанная им в студенческие годы, ставшая широко популярной в последующие годы. Песня «Эхэ тухай дуун («Песня о матери») считается одной из любимых и популярных до сегодняшнего дня. За эту свою деятельность он был награжден многими дипломами, Почетными грамотами, в том числе Почетная грамота Министерства культуры СССР. В 1965 году удостоился Диплома первой степени Всесоюзного смотра сельских самодеятельных коллективов. Большинство песен Даши-Дондок Жалсараева — песни лирического плана. Писал музыку к стихам Ц. Галсанова, М. Самбуева, много было авторских песен.
В эти же годы написал широко известную песню «Хүршымнай басаган», «Хаанахинайл ааб?», патриотическую песню «Хододоо найрамдал байг лэ» («Пусть всегда будет мир») на слова М. Самбуева, песни о малой родине, родном крае «Нютагай домог», «Сагаан-Уула», «Үргэн Ага», «Уулын үндэр дабаанда», «Баян даа, түрэл Буряаднай». Особенно ему удавались песни шуточные на его слова и музыку: «Янжима», «Һамгагүй хүбүүнэй дуун» («Песня холостяка»), «Голомхай басаган» («Разборчивая девушка»), «Комбайнер Петька».
После окончания в 1970 году Ленинградской ассистентуры преподавал на кафедре театральной режиссуры ВСГИК. Студенты очень любили его как грамотного, профессионального, талантливого преподавателя.
Высоко был оценен вклад Д. Жалсараева в дело развития бурятского театрального искусства. В 1960 году был награжден медалью «За трудовое отличие», награжден многими Почетными грамотами и дипломами разных степеней и уровней. Сыграл в кинофильмах «Последний угон», «Кочующий фронт».
В 1973 году в самом расцвете сил и творчества ушел из жизни.
Подготовила главный библиотекарь отдела информационного
и сервисного обеспечения Агинской краевой библиотеки им. Ц.Жамцарано
Светлана Дамдинжапова