Версия для слабовидящих
Адрес: п.Агинское, ул. Комсомольская, 14
E-mail: agalibr@mail.ru
Тел: 8 302 39 3-41-72
Вход на сайт
График работы:
пн-сб: с 9 до 18 часов
пт: с 9 до 16:45
вс - выходной
Отправлено
Поисковое поле пустое!

Сказки и устные рассказы китайских бурят – образцы классического фольклора

Отдел краеведения и библиографии представляет очередные книги месяца: «Фольклор бурят Внутренней Монголии КНР. Сказки» и «Фольклор бурят Внутренней Монголии КНР. Устные рассказы». Они содержат уникальные произведения устного творчества бурят, собранные и подготовленные в 2018 году на основе полевого материала в Эвенкийском хошуне Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной республики. Экспедиционные исследования были проведены в рамках проекта «Сохранность и трансформация фольклорных и этнокультурных традиций бурят России, Монголии и Китая», при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Произведенные полевые записи представлены в целом устной прозой бурят и представляют публикацию материалов, собранных известным в Шэнэхэне энтузиастом, краеведом и собирателем наследия предков Сэбээнэй Нордобой Эрдэни. Он представитель рода сагаангууд, 1951 года рождения, его родители являлись уроженцами и выходцами из местности Улирэнгэ Борзинского района Забайкальского края.

В первой книге представлены систематизированные и сгруппированные по условным блокам двадцать девять сказок с развитой сюжетной фабулой, развернутыми структурными элементами. Сюжетно-тематический фонд сказок отличается разнообразием, полнотой текстов, художественными достоинствами, демонстрирует общебурятскую, общемонгольскую жанровую направленность. В творческом архиве шэнэхэнского знатока фольклора представлены все виды сказочного жанра – это сказки богатырские, волшебно-фантастические, новеллистические, бытовые, кумулятивные, и сказки, содержащие мифологические элементы.

Во второй книге представлены исторические устные рассказы о быте шэнэхэнцев на начальном этапе расселения локальной группы бурят на новых территориях. Особо подчеркивается роль   выдающихся эмчи-лам – лекарей, которые получили качественное образование в лучших традициях тибетской медицины в стенах Цугольского буддийского монастыря. Высочайшая квалификация, обширные знания, скрупулезность, точность при определении диагноза, сострадательность, чувство долга – это качества, лежащие в основе нравственности буддийских священнослужителей. В отдельную группу можно выделить устные рассказы о народных методах лечения, некоторые из которых основаны на древних мифологических воззрениях, на глубокой вере в обращении к духам окружающих природных объектов. Вся эта совокупность знаний народа была востребована в течение длительного времени кочевниками для лечения и профилактики болезней.

В устной прозе бурят Внутренней Монголии определенное место занимают рассказы о людях из народа, отличающихся из среды соплеменников своими нестандартными умениями, неординарными особенностями ума и мастерства, с необычными жизненными историями.

В устной традиции бурят существует множество народных обычаев, примет, поверий, которые были зафиксированы в период экспедиционной работы. В устных рассказах с мифологической основой важный элемент системы мифов табуирование – совокупность ключевых запретов и ограничений. В них налагается запрет на определенные поступки и действия, регламентирующие все важнейшие стороны жизни человека, и направлены на сохранение и поддержание равновесия в природе. Особые меры предосторожности соблюдались по отношению к возвышенностям местного рельефа, к водным объектам. Нарушение неписаных запретов влекло угрозу не только здоровью, но и жизни нарушителя и членам его семьи.

Также устные рассказы шэнэхэнских бурят имеют четкую дидактическую направленность, воспитательное значение, в материалах экспедиции много текстов об обязательных нормах воспитания детей у бурят.

Ценность и значение повествовательной прозы шэнэхэнских бурят неоценимы, так как в ней заключена историческая память этноса, дана оценка прошлому из своей истории, через эту память воздается дань заслугам людей, ставших символом выживания. Декларируя в устной прозе нормы поведения, установленные предками мировосприятие, носители традиции ориентированы на сохранение и трансляцию их последующим поколениям.

Уважаемые читатели, добро пожаловать в нашу библиотеку для более подробного знакомства с устной  прозой и сказками шэнэхэнских бурят – ценнейшей кладезью народного фольклора!

                                                                     Сэсэг Дагбаева, библиотекарь отдела

                                                                                 краеведения и библиографии

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля