Пётр I – российский правитель, первый император России. Благодаря ему Россия вышла на новый уровень развития, стала государством, заставившим считаться с собой другие державы. Личность Петра I с давних времён привлекала внимание не только историков и писателей, но также художников. В разное время было написано множество полотен с изображением российского императора – как отечественных, так и зарубежных живописцев. Представляем вашему вниманию портреты и сюжетные картины известных художников.
Портреты Петра I
А. М. Матвеев. Портрет Петра I. 1724-1725.
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иван Никитич Никитин. Портрет Петра I
Местонахождение: Государственный Русский музей
Жан-Марк Натье. Портрет Петра I (1717)
Местонахождение: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Пётр I, 26 лет. Портер написан Годфри Кнеллером. (1698)
Портрет был подарен Петра королю Англии У. Вильгельму III
Сюжетные картины
Картина Николая Гё «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871)
Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
Самая известная историческая картина, посвященная Петру I. На полотне Пётр I сидит справа от стола в кресле, отделанном красным бархатом, а слева от стола стоит царевич Алексей. В образе Петра Великого здесь нет ни ярости, ни безумных глаз. Скорее мука, обида, презрение. «За мое отечество и люди живота своего не жалел и не жалею, то как могу тебя, непотребного, пожалеть?»- обращается Петр I к своему сыну. Автор сюжета показывает нам всю обстановку сумрачного кабинета: темные стены, камин, голландские картины в рамках, стулья с резными спинками, выложенный черными плитками пол….
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881)
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Хотя молодой Петр и является одной из ключевых фигур композиции, художник все же больший упор делает на судьбе народа в переломный момент отечественной истории. Царь изображен полным решимости, осознания своей правоты. Сидя на коне, он возвышается над толпой, а его прямая фигура соотносится с прямыми башнями московского кремля. Художник изобразил момент, когда твориться история, рушится старая Россия. Эта картина была также приобретена П. Третьяковым.
Иван Константинович Айвазовский «Пётр I при Красной горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» 1846 г.
Местонахождение: Государственный Русский музей
Картина «Петр I при Красной горке» показывает зрителям сильный шторм, заставший Балтийский флот в Финском заливе. Яркие вспышки молний освещают корабли, и предвещают им гибель. На переднем плане картины художник изобразил скалистый берег, где, несмотря на непогоду, горит костер, зажженный Петром I, который добрался до берега с одним из матросов. Петр при помощи костра указывает путь кораблям в эту страшную ночь. Он осветил путь кораблям, и теперь они так просто не сдадутся буре. Свет, зажженный Петром на берегу, воодушевил моряков, и они, воспрянув духом, продолжают бороться со стихией.
Автор: Валентин Александрович Серов (1907 г.)
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Одна из самых вдохновенных картин Валентина Серова посвящена образу Петра Первого. Вначале это был просто набросок, который потом развернулся в настоящее монументальное полотно. В этом пейзаже и в стремительном шаге Петра передана напряженная жизнь страны, которая строила столицу, военный флот, прорубила «окно в Европу». К фигуре Государя приковано внимание зрителя. Все в нем символизирует силу и решимость: твердая поступь, румянец на обветренном лице, державный взгляд. Из всей группы он единственный не чувствует силы ветра. Группа сопровождающих царя подчеркивает его исключительность. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром. Интересна фигура царева денщика, бережно несущего государеву треуголку.
«Петр I на смертном ложе» Иван Никитич Никитин
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В последние годы Петр I продолжал вести активный образ жизни несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. В ноябре 1724 года он тяжело заболел после того, как стоя по пояс в воде, вытаскивал севший на мель корабль. 8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце. Для написания посмертного портрета императора пригласили Ивана Никитина. Времени для создания картины у него было предостаточно, похоронили Петра I лишь через месяц, а до этого его тело оставалось в Зимнем дворце, чтобы с императором могли проститься все желающие.
Альбина Дондокова,
зав. отделом детской литературы