Бурятский народ богат пословицами и поговорками, которые представляют собой один из ранних и широко распространенных жанров устного народного творчества. Игра является далеко не только средством развлечения детей, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания.
26 ноября в Агинской краевой библиотеке им. Ц.Жамцарано, в рамках реализации проекта «Родное слово у родного очага» второго грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив была проведена игра «Гурбан сэсэн» («Трое мудрых») среди учащихся 5-6-х классов Агинского Бурятского округа Забайкальского края.
Ребята состязались в знании народной мудрости, в остроумии и смекалке. В познавательной игре приняли участие представители шести школ округа. Это команды «Мүшэнүүд» Ага-Хангильской средней школы Могойтуйского района; «Бэрхэшүүл» Узонской средней школы Дульдургинского района; «Одонууд» Дульдургинской средней школы; «Наранай элшэ» Агинской средней школы №3; «Урагшаа» Агинской средней школы №1 и команда «Улаалзай» Агинской окружной гимназии-интернат п. Агинское.
Игра проводилась по 4-м номинациям: визитка команды «Хүн болохо багаhаа, хүлэг болохо унаганhаа» («Человеком становятся с детства, аргамаком с жеребенка»), баттл пословиц и поговорок «Оньhон үгэ онсотой» («Пословица не мимо молвится»), творческое задание «Уран үгын абдарhаа» («Сокровищница слова»), письменные задания «hураhан – далай, hурагүй — балай» («Ученье – свет, а неученье — тьма»)
Все команды школ выступили достойно, каждое выступление было оригинальным, интересным, продуманным, ребята старались показать свои знания и умения. У всех команд была единая форма. В номинации визитка использовались пословицы и поговорки. Выступления сопровождались песнями и танцами, а у команды «Мүшэнүүд» Ага-Хангильской средней школы была представлена красивая видеопрезентация.
Большой интерес и оживление среди участников вызвал второй конкурс – Баттл пословиц и поговорок, где были определены индивидуальные звания «Абарга сэсэн» («Лучший мудрец»), «Эрхим сэсэн» («Самый мудрый») и «Уран сэсэн» («Ловкий мудрец»). Здесь проверялся запас знаний пословиц и поговорок троих самых активных участников от каждой команды. Не менее интересно прошел третий творческий конкурс, где ребятам были предложены пословицы на карточках. Они должны были объяснить смысл пословиц в виде сценки-экспромта. Все команды постарались, проявили свои творческие способности. Четвертый письменный конкурс состоял из 3-х заданий: собрать начало и конец пословицы, собрать по словам пословицу и перевести пословицу с бурятского на русский язык.
В итоге в лидеры вышла команда «Урагшаа» (АСОШ №1), второе место поделили ребята из команды «Мүшэнүүд» (Ага-Хангил) и «Улаалзай» (АОГИ), третье место поделили команды «Бэрхэшүүл» (Узон) и «Одонууд» (Дульдурга). Благодарственным письмом за активное участие поощрена команда «Наранай элшэ» (АСОШ №3). А также были определены победители одноименных наградных стелл. В номинации «Эрхим сэсэн» («Самый мудрый») победителем стала ученица 6» Олимп» класса АСОШ №1 Митупова Арюна, в номинации «Уран сэсэн» (Ловкий мудрец») победителем стала ученица 5 класса Аюрова Аягма и самым главным победителем «Абарга сэсэн» (Лучший мудрец») удостоен ученик 6 класса Ага-Хангильской средней школы им. Б.Барадина Болотов Булат. Всем участникам команд вручены дипломы, сертификаты участника, ценные книги на русском и бурятском языках. Всего участвовали 60 детей.
Благодарственные письма вручены учителям и библиотекарям, подготовившим команду к мероприятию. Выражаем огромную благодарность руководителям команд за активную жизненную позицию, просветительскую и воспитательную работу по привлечению детей к чтению книг. Мероприятие прошло в теплой, дружеской атмосфере. Участники игры не только продемонстрировали свой запас знаний, но и получили заряд положительных эмоций, узнали много интересного.
Пословицы и поговорки — это мудрый совет, тонкая мысль и доброе пожелание. Вовремя сказанные пословицы и поговорки запоминаются на всю жизнь, а их разучивание – это лучший способ обогатить словарный запас, развить память, речь, внимание.
Батомункуева Р.М,
заведующая отделом краеведения и библиографии