Версия для слабовидящих
Адрес: п.Агинское, ул. Комсомольская, 14
E-mail: agalibr@mail.ru
Тел: 8 302 39 3-41-72
Вход на сайт
Часы работы:
пн-сб: с 9 до 18 часов
пт: с 9 до 16:45
вс - выходной

Имя, достойное памяти (К 100-летию со дня рождения прозаика и драматурга Даширабдан Одбоевича Батожабай)

Имя талантливого и самобытного художника слова Даширабдана Батожабая вошло в золотой фонд бурятской литературы. Большой и самобытный писатель, поэт, прозаик и драматург в восприятии миллионов читателей был и навсегда остался писателем удивительной цельности, большим и ярким художником. Разнообразие жанров, богатство жизненных наблюдений, красочность и выразительность языка писателя, богатство и глубина идейно-философской проблематики отличают его произведения. В 2021 году отмечается круглая дата – 100 лет со дня рождения писателя.

25 августа 1921 года в улусе Догой Могойтуйского аймака в семье скотовода Абармитова Гомбо родился сын Даширабдан. По договоренности двух отцов, Гомбо и Батожаб, 3-месячный младенец Даширабдан был усыновлен семьёй Одбоева Батожаб. После окончания Зугалайской школы в возрасте 15 лет Даширабдан приезжает в г.Улан-Удэ, и после неудачной попытки поступления в медицинское училище становится студентом театрального техникума. В 1939 году, когда Даширабдан Одбоевич закончил учиться и пришел работать в оперный театр. В 1940 году он принимает участие в первой декаде Бурятского искусства в Москве.

Всего лишь через несколько месяцев после возвращения театра из Москвы грянула Великая Отечественная война и, как сотни тысяч советских юношей, двадцатилетний Даширабдан добровольцем пошел в армию. Высокий, крепкий юноша был направлен в лётную школу гражданского воздушного флота 81-й авиаэскадрильи, и лишь после её окончания его зачислили курсантом в Новосибирскую военно-лётную школу, а оттуда в 1943 году военным летчиком бомбардировочной авиации дальнего действия – на фронт. Старший лейтенант Д.Батожабай, командир экипажа во втором смоленском Краснознаменном авиаполку, как и вся страна, вложил все свои усилия в бессмертный подвиг советского народа – разгром гитлеровских полчищ.

После окончания войны Даширабдану Одбоевичу по воле судьбы пришлось сменить разные работы. Однако, его не оставляла мысль о пьесах, которые он начал писать ещё до войны, будучи артистом Бурятского драматического театра. Тогда им было написано несколько одноактных пьес. В 1945 году, ещё находясь в действующей армии, он публикует на страницах республиканских газет свою обработку народного сказания – улигера «О юном баторе Сэнге и его друге Сунды Мэргэне». Поэма принесла Батожабаю довольно широкую известность. Окрыленный успехом, Даширабдан Одбоевич вскоре пишет свое следующее произведение «Плоды Победы».

В последующем друг за другом появляются другие пьесы как: «Малшад»1948 г., «Дагбын алдуу»1949 г., «Шуубэри» 1952г. Даширабдан Батожабай решает учиться дальше и поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Однако, уже через 2-3 месяца переводится в Москву, в Литературный институт имени М.Горького. В годы учебы в г.Москве, активизируется творческая работа Батожабая. Наряду с пьесами он начинает писать рассказы. В 1954 году Д.Батожабай пишет пьесу «Шобдог», многоактные пьесы «Огни на реке» и «Ход конем», которые были высоко оценены критикой и литературной общественностью республики. Более того, пьесы были удачно поставлены на сцене Бурятского драматического театра. Так осуществилась давняя мечта Д.Батожабая и так «родился» драматург Д.Батожабай, внесший заметный вклад в развитие бурятской драматургии и Бурятского драматического театра.

50-е годы явились и годами успешного обращения Даширабдана Одбоевича к прозе. В 1955 году появляется первое его прозаическое произведение «Песнь табунщика». На основе этой повести Батожабай в содружестве с К.Минцем и Е.Помещиковым написал киносценарий. Кинокомедия снятая по этому киносценарию в 1957 году, обошла, все экраны страны и принесла автору широкую популярность. После выхода фильма на экраны Д.Батожабаю было присвоено звание почетного милиционера Москвы. Однако главной книгой Даширабдана Одбоевича, и вместе с тем всей бурятской литературы, была и остается трилогия «Похищенное счастье».

Даширабдан Батожабай был настоящим художником. Он творил свободно и раскованно, давал полную волю своей буйной художественной фантазии, без оглядки на что-либо, не имеющее прямого отношения к предмету изображения.  Темой всех его произведений был человек труда.  Творческое наследие Даширабдана Батожабая – пьесы, рассказы, повести, киносценарии, романы –отмечено щедростью большого таланта, горячо любящего свою родину, свой народ, его историю, его поэзию, его язык, богатства которого золотыми россыпями сверкают в произведениях писателя.

Цыдыпова Ж.Н.,
главный библиотекарь отдела краеведения и библиографии